Под руководством Гуру и Вайшнавов мы совершаем Враджа-мандала парикраму, и это место называется Чарана-пахари. Во Врадже есть несколько мест, которые носят такое название, потому что в них сохранились отпечатки стоп Кришны. В том месте, где мы сейчас находимся, они остались на камне. В другой день мы поднимались на гору, чтобы увидеть их в Камьяване.
Кришна созывает коров, играя на флейте. И все они очень близко подходят к Нему. Если одна из них не приходит, то Кришна берет Свое особые драгоценные четки, и, перебирая их, перечисляет коров по имени, проверяя, все ли они пришли. Шрила Джива Госвами описывает, что коровы, подобно гопи, могут проявлять ман, настроение ревнивого гнева. Например, когда Кришна зовет их: «Шьямала! Дхавали!», и не называет какую-либо из них, то такая корова входит в ман и не подходит к Нему. Кришна вновь пересчитывает, все ли коровы на месте, и видит, что одной нет. Тогда Он снова играет на флейте, и громко зовет ее по имени. Корова радуется, бежит к Кришне и лижет языком Его стопы.
Итак, мы находимся в удивительном месте. Совсем рядом с ним Нандагаон. Камса отправлял сюда множество демонов, чтобы те убили Кришну и Балараму. Он думал, что, когда Кришна со Своими друзьями, Его невозможно убить, и тогда решил «выманить змею из норы». Для этого он послал Акруру, чтобы тот забрал Кришну с собой в Матхуру. Акрура – это не обычная личность. Он понял настроение Камсы и «опустил свою руку в нору со змеей». Иными словами, он приехал в восхитительный Вриндаван, где Кришна являл Свои лилы.
Когда Кришна пас коров, Он звал их, говоря: «Подходите! Пейте воду!» И Акрура видел здесь отпечатки стоп Кришны и отпечатки стоп коров. Сейчас здесь заметен только один отпечаток. Кришна играл тут на флейте, забравшись на вершину этого холма. И холм, и камни на нем плавились от счастья.
Нароттама дас Тхакур передает глубокое настроение этих событий, говоря: «Если бы я принял здесь рождение в качестве камня, то моя жизнь увенчалась бы полным успехом. Ведь мое сердце тверже камня: оно не тает. Даже камни расплавились, но мое сердце нет. И слезы также не текут из моих глаз». Шрила Шукадева Госвамипад говорит: «Если при слушании кришна-лил, ваше сердце не тает, значит оно подобно камню».
Нароттама дас Тхакур продолжает: «Даже камни расплавились, но мое сердце такое твердое! Почему оно не тает, слушая о лилах Кришны? Из-за множества совершенных мною оскорблений». Если у нас не текут слезы при воспевании, и нет к нему вкуса, это значит, что на протяжении бесчисленных жизней мы совершали нескончаемые оскорбления.
Когда Акрура пришел в это место, он увидел отпечатки стоп Кришны. Бросив колесницу, он начал кататься по земле, возлагая пыль с этого места себе на тело. Затем он стал возносить Кришне ставы и стути. Брахма и все полубоги стремятся обрести крупицу пыли с лотосных стоп Кришны. Гурудев рассказывал: «Когда Кришна был маленьким, Он пас телят. А когда стал взрослым, то стал пасти коров». Итак, это места, где Кришна пас телят и коров. Когда Он появлялся на пастбище, весь Врадж становился усыпанным отпечатками Его стоп.
На стопах Кришны есть множество удивительных знаков: лотос, чакра, палка погонщика слона и много других. Полубоги принимают человеческий облик, чтобы поклоняться этим отпечаткам. Как-то мальчики-пастушки говорили: «Мы видели пожилого человека с четырьмя головами. Он склонялся перед отпечатками стоп Кришны». Еще они рассказывали Яшоде: «Когда Кришна пас коров, за Ним шло столько странных личностей. Один из них был четырехглавым». Мама Яшода не понимала, что это был Брахма, принимая его за демона или призрака. И тогда она созывала брахманов для чтения свасти-вачаны, а сама читала нрисимха-мантру. Нанеся Кришне тилак на двенадцать частей тела, она воспевала имена Кришны и молилась Нрисимхадеву, чтобы Тот спас ее ребенка. Кришна же думал: «О, Я – Верховная Личность Господа, а Моя мама повторяет имена Моих инкарнаций, чтобы защитить Меня».
Итак, когда Акрура увидел это место, его охватил экстаз, и он стал прославлять лотосные стопы Кришны. Что и говорить? Лакшми-деви прижимает их к своей груди. И когда ее грудь окрашивается кункумой, она молится о том, чтобы обрести преданность Кришне.
Пробуждаясь ранним утром, нам следует памятовать о всех девятнадцати символах, которые находятся на лотосных стопах Кришны, чтобы гнев, вожделение и все неблагоприятное покинуло наше сердце. И находясь в этом месте, мы должны молиться о милости Кришны.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Чарана-пахари, 28 октября 2017