Я каждый день проверял страницу на Фейсбуке, где преданные публиковали новости о здоровье Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа: как он себя чувствует, и каково его состояние в данный момент, а также сколько преданных сейчас с ним. Даже сегодня перед вечерней программой в Голландии, до того, как приехать сюда, я заходил на эту страницу. Но как только я открыл Фейсбук, преданные сообщили мне печальные новости о том, что в 22:15 по индийскому времени Шрила Махарадж оставил этот мир и вошeл в игры и служение Шри Шри Радхе-Говинде.
Очень тяжело понять деяния и служение таких махабхагавата-вайшнавов, и ни в коем случае нельзя совершать оскорбления их лотосным стопам из-за материального разума и мышления. Будучи обусловленными, люди иногда думают: почему приходит подобное состояние (здоровья) после такого серьeзного бхаджана и садханы? Однако обычный человек не может понять внешние деяния чистого преданного Господа, и поэтому такие мысли закрадываются в его материальный ум: «Если он преданный, почему с ним это происходит?»
Очень тяжело понять деяния и служение таких махабхагавата-вайшнавов, и ни в коем случае нельзя совершать оскорбления их лотосным стопам из-за материального разума и мышления. Будучи обусловленными, люди иногда думают: почему приходит подобное состояние (здоровья) после такого серьeзного бхаджана и садханы? Однако обычный человек не может понять внешние деяния чистого преданного Господа, и поэтому такие мысли закрадываются в его материальный ум: «Если он преданный, почему с ним это происходит?»
На самом деле маха-бхагавата проявляет лилы, подобные этой (болезнь), лишь для того, чтобы принять наше служение. Будучи материально обусловленными, мы не хотим служить, но напротив, желаем принимать служение. Поэтому возвышенный Вайшнав иногда являет игры такого рода, чтобы задействовать тех, кто обычно неохотно берется за севу.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает в своeм комментарии, что существует два вида лил Господа и Его преданных. Один вид игр называется асура-вимохана-лила (вводить в заблуждение демонов), а другой – проливать милость на бхакт. Если Бхагаван совершает лилу, она действует двумя путями. Демоны, видя все внешними глазами, только и делают, что осуждают, а затем страдают в аду, в то время, как преданные с глубокой любовью и привязанностью памятуют о сладостных играх Господа, тем самым достигая Его.
ануграхая бхактанам
манушам дехам ашритам
бхаджате тадриших крида
йах шрутва тат-паро бхавет
(Шримад-Бхагаватам, 10.33.36)
[«Из милости к преданным и обусловленным душам Бхагаван Шри Кришна предстает в подобном человеческому образе и совершает необыкновенные игры (такие, как раса-лила), услышав о которых, любой всецело предастся Ему одному».]
Поэтому никогда не совершайте вайшнава-апарадху и всегда думайте таким образом: «Я не Вайшнав, а все остальные являются таковыми». Но зачастую вы считаете наоборот.
«Нет, я не садху, но все другие – Вайшнавы», – когда у вас появится мышление такого рода, вы тут же обретeте милость Господа и Его преданных.
Шрила Гурудев как-то рассказал такую историю: Однажды Гуру и его ученик путешествовали из одной деревни в другую. Чтобы проверить своего ученика Гурудев сказал: «Сегодня мы остановимся в этом поселении, а ты отправляйся собрать бхикшу (пожертвования). Только проси ее лишь у тех, кто является Вайшнавами». Юноша подумал: «Как же мне понять, кто Вайшнав, а кто нет?» Затем ученик пошeл просить подаяние, взывая «Бхикшам дехи!».
Шрила Гурудев как-то рассказал такую историю: Однажды Гуру и его ученик путешествовали из одной деревни в другую. Чтобы проверить своего ученика Гурудев сказал: «Сегодня мы остановимся в этом поселении, а ты отправляйся собрать бхикшу (пожертвования). Только проси ее лишь у тех, кто является Вайшнавами». Юноша подумал: «Как же мне понять, кто Вайшнав, а кто нет?» Затем ученик пошeл просить подаяние, взывая «Бхикшам дехи!».
Когда какой-нибудь домохозяин выходил к нему с пожертвованием, он спрашивал: «А Вы Вайшнав?», – на что тот смиренно отвечал «нет». Тогда ученик говорил: «О нет, нет! Мой Гурудев приказал мне принимать бхикшу только у Вайшнавов». Так продолжалось весь день, и ему ничего не удалось собрать, потому что все, к кому бы он ни обращался, говорили, что они не Вайшнавы. Таким образом, с утра и до самого вечера он ходил от дома к дому и затем вернулся к своему Гурудеву ни с чем. Увидя его пустую сумку, Гуру спросил, почему тот ничего не собрал. Юноша смущенно произнес, что у кого бы он ни просил подаяние, на вопрос, являются ли они Вайшнавами, они отвечали, что нет. Затем его духовный учитель объяснил, что на самом деле истинные Вайшнавы никогда не думают о себе, что они являются таковыми.
Итак, мы погружаемся в памятование о Шриле Бхакти Валлабхе Тиртхе Госвами Махарадже. Он жил очень просто и скромно. Его жизнь, дживана-чарита, настолько удивительна! Я также был благословлeн его физическим общением, когда мы жили вместе со Шрилой Гурудевом в Матхуре. Когда бы Шрила Махарадж вместе со своими учениками в ходе парикрамы ни заходил в наш Кешаваджи Гаудия Матх, он всегда рассказывал сладостную хари-катху. Такая изумительная катха, равно как и его преданные.
Однажды Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж пришeл в наш храм в Матхуре около полудня вместе с 500-600 преданными. В то время я отвечал за звук, т.е. следил за работой микрофонов. Шрила Гурудев сказал мне поставить микрофон для Махараджа, и как только я это сделал, отключили свет. Тут я вспомнил о заряжаемом микрофоне, который был в моей комнате, но, к сожалению, он не был заряжен, поэтому тоже не работал. Тогда Гурудев начал громко на меня кричать, ругая за то, что я не зарядил его, когда было электричество. В это время Шрила Махарадж попросил не ругаться на Брахмачари, и добавил, что будет говорить без микрофона. Таким образом, он был дина-хина и почитал всех и каждого. Какого бы брахмачари он ни встретил, он выражал ему великую любовь и привязанность, в особенности преданным Шрилы Гурудева Нараяны Госвами Махараджа, так как очень его любил.
Иногда в ходе Навадвипа-дхама парикрамы мы посещали Шри Чайтанья Гаудия Матх. Будучи ачарьей этого Матха, Шрила Махарадж всегда проповедовал. Он выстроил прекрасный храм в своей родной деревне в районе Ассам. Там также есть храм, принадлежащий Гаудия Веданта Самити. И к каждому, кто бы ни посещал его из нашей санги, он испытывал столько любви. Махарадж восклицал: «О! Вы от Нараяны Махараджа?» – и проливал свою милость.
Шрила Махарадж иногда приходил около часа дня, и Гурудев посылал нас готовить дополнительный прасад для него и его преданных. Шрила Гурудев настаивал, но Махарадж говорил: «Нет, не беспокойся об этом». Он понимал, что пришeл неожиданно в обеденное время, и тяжело будет приготовить что-то еще. Гурудев сам раздавал банановые листья в качестве тарелок, а также весь прасад, который мы приготовили для него. Шрила Махарадж был этим очень доволен, потому что Вайшнавы всегда очень смиренны.
Сегодня я вспоминаю о нeм. Такой великий маха-бхагавата был в этом мире, но сейчас он скрылся из нашего материального видения. Где бы он сейчас ни был, я молю его о милости и прошу простить, если вдруг осознанно или неосознанно совершил оскорбление его лотосным стопам.
Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж ки джай!
Шри Гуру-варга ки джай!
Гаура-премананде! Хари Хари бол!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Голландия, 20 апреля 2017