В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» объясняется, что Божества примут ваше подношение, даже если вы поклоняетесь Им только своими трансцендентными настроениями (бхавами).
В Южной Индии жил один бедный брахман, у которого не было ничего, чтобы служить Божествам. Однажды он подумал: «Сегодня особенный день – день явления Тхакурджи. Во всех храмах преданные поклоняются Тхакурджи и предлагают всевозможные подношения. Иногда они предлагают панча-паду (пять видов подношений), в другое время – даша-паду (десять видов подношений), а иногда шодаша-паду (шестнадцать видов подношений)».
«У меня есть Тхакурджи, но мне нечего Им предложить, – обеспокоился брахман и тут же вспомнил: “Даже если поклоняться Божествам в уме, Они примут подношение”». Итак, на следующий день брахман встал рано утром и в умепринял омовение в Ямуне и других святых реках. Затем он поставил тилаку на двенадцать частей своего тела. В уме он посетил все священные реки мира, такие как Ганга, Ямуна, Сарасвати, Годавари, и собрал воду из них в золотой сосуд. Потом, взяв множество видов подношений (сахар, йогурт, молоко, мед), в умепредложил все это Тхакурджи.
На различных озерах, таких как Манаса-саровара в Гималаях, брахман собрал прекрасные цветы и сплел из них восхитительные гирлянды для Божеств. Украшая Тхакурджи, он подобрал одежды с сияющими драгоценными камнями и жемчужинами. Затем брахман на три или четыре часа погрузился в воспевание ведических мантр. Он вознес Господу множество став и стути. Все это он совершал в своем уме. Затем настал полдень. Если вы поклоняетесь Божествам, то должны предложить Им какую-нибудь бхогу в это время. В уме брахман приготовил множество угощений: ладду, качори, рис басмати. Потом он подумал: «Сегодня ведь махотсава, очень радостное событие, так что я должен приготовить кхир (сладкий рис)».
Без параманны (кхира) такое празднество будет незавершенным. Мой Гурудев, нитья-лила-правишта ом вишнупада Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, всегда говорил нам, что в дни явления Тхакурджи или в дни явления и ухода наших ачарий обязательно должен быть приготовлен сладкий рис, иначе праздник не будет успешным.
Брахман подумал, что, наверное, уже поздно, но шастры (писания) гласят, что без сладкого риса Божества не будут счастливы. Поэтому он очень быстро приготовил его в уме, но кхир был слишком горячим, и его нельзя было предлагать Тхакурджи. Тогда брахман начал обмахивать сладкий рис. Когда же он опустил в него палец, чтобы попробовать, насколько рис остыл, то обжег его. В этот момент на Вайкунтхе Господь Вишну улыбнулся.
– Что случилось? – спросила Лакшми-деви.
– Один Мой преданный в материальном мире в уме приготовил для Меня замечательные подношения, – ответил Господь. – Последним был сладкий рис. А когда он стал проверять, остыл рис или нет, то обжег свой палец.
– Разве такое возможно? – удивилась Лакшми-деви.
– Он очень возвышенный преданный, который совершает манаси-севу, служение в уме.
– Я хочу увидеть этого преданного.
Тогда Нараяна и Лакшми отправились к брахману и забрали его с Собой на Вайкунтху.
В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвамипад объясняет, что поклонение Тхакурджи с помощью манаси-севы является лучшим методом, поскольку совершая служение в уме, вы не совершаете оскорблений, апарадх. Если же непосредственно служить Божествам, можно совершить множество апарадх. Итак, поклоняясь Тхакурджи в уме, вы не совершите оскорблений, но с другой стороны, вам придется сидеть и концентрировать свой ум около двух часов.
Шрила БВ Вана Махарадж
"Сокровища сердца", глава 4