Кала-сарпа (змея времени) всегда ползет, стремясь укусить нас. От нее невозможно убежать, и однажды она ужалит вас, и придет смерть. Можно принимать лекарства, питаться очень здоровой пищей, делать что угодно, но однажды придется умереть. Вы не знаете, как это будет, но все уже предначертано. Когда вы это осознаете, что останется делать? — только воспевать святые имена!
Я помню однажды после Картики Гурудева (Шрилу Нараяну Госвами Махараджа) перевезли в Дели на медицинский осмотр. Он спросил Шрипад Мадхаву Махараджа: "Почему ты все возишь меня по разным больницам? Что у меня за болезнь?" Никто не говорил ему этого. Мадхава Махарадж ответил: "У Вас тяжелая стадия рака, поэтому мы должны будем перевезти Вас в Италию в очень хороший госпиталь".
Гурудев тогда стал очень серьезным. Он сказал: "Почему ты хочешь увезти меня в Италию? Они не могут спасти меня. Такова природа. Сегодня, завтра или послезавтра я должен буду оставить этот мир, так как мне уже 90 лет. Почему ты хочешь, чтобы это произошло в Италии, в западной стране? Я не хочу туда лететь. Вези меня на Говардхан".
— Гурудев, на Говардхане очень холодно.
— Хорошо, отвезите меня в Навадвип.
— Но в Навадвипе тоже очень холодно.
— Тогда везите меня в Джаганнатха Пури.
Поэтому Гурудев сказал: "Я должен отправиться в Джаганнатха Пури, потому что это випраламбха-кшетра, место Божественной разлуки". Это место, где Шри Чайтанья Махапрабху постоянно погружен в настроение вирахи (разлуки) Шримати Радхики. Шрила Гурудев говорил: "Я хочу быть там и памятовать о випраламбха-бхаве Шри Чайтаньи Махапрабху. Это кшетра-дхама".
Наш храм находится у самой Чакра-тиртхи. Гурудев отметил, что это место, где Чайтанья Махапрабху вспоминал многие игры Радхи и Кришны.
Вы знаете, почему Гурудев ушел в Джаганнатха Пури у Чакра-тиртхи? Это очень сокровенно. Он уттама-махабхагавата-вайшнав наивысшего уровня. Почему именно это место было выбрано им? Там царит высочайшее настроение разлуки — это випраламбха-кшетра. Что означает Чакра-тиртха? Существует множество лил Кришны, но высочайшей из них является раса-лила. Другое ее название — Чакраварти-лила. Поэтому Гурудев, будучи там, постоянно смотрел и вспоминал раса-лила катху Радхи и Кришны, и, как Махапрабху, погружался в настроение разлуки.
Однажды глубокой ночью Шри Чайтанья
Махапрабху исчез из Гамбхиры, прыгнув в воды океана, и Его унесло
волнами. На Чакра-тиртхе Его поймал в сети рыбак и вытащил на сушу.
Радуясь хорошему улову, рыбак сильно изумился, когда увидел, что это
была не рыба, а огромный мертвец, у которого пена шла изо рта, и все
члены были отделены друг от друга. Он издавал рычание: "Ннрррррррр...
нрррррр," — и все Его тело трепетало. Когда рыбак прикоснулся к
Махапрабху, его тело тоже начало содрогаться. Испугавшись, он стал
кричать: "Ооо, в меня вошел дух! Из этого мертвеца в меня вошел дух!" Он
начал повторять защитную нрисимха-мантру, но от этого его тело
затряслось еще больше. Рыбак недоумевал: "Что же теперь делать? В меня
вселился дух, и теперь я умру! Может я получил семейное проклятие, и
сейчас моя жена и дети тоже погибнут?" Тогда он решил: "Я должен пойти к
заклинателю призраков, чтобы он изгнал этого духа". Мокрый от пота, рыбак без умолку повторял: "Харе Кришна, Харе Кришна!"
Тем временем Сварупа Дамодара повсюду искал Господа Шри Чайтанью Махапрабху. Идя по берегу, он заметил этого рыбака и увидел в его теле все признаки экстатических переживаний. Сварупа Дамодара решил: "Наверняка он как-то соприкоснулся с Господом Махапрабху, а иначе как этот человек может проявлять такие признаки экстаза?" Он спросил рыбака: "Что произошло?" Тот рассказал ему всю историю. Он сказал: "Каждую ночь я ловил рыбу в океане, и сегодня в мою сеть попала огромная рыба. Когда я вытащил ее на берег, то увидел, что это не рыба, а огромный мертвец, и из него в мое тело перешел дух. Поэтому, наверно, сейчас я умру. Я должен пойти к заклинателю, чтобы он избавил меня от этого духа!" Тогда Сварупа Дамодара дал ему три пощечины и закричал: "Харибол! Харибол!" "Дух" сразу вышел, и рыбак успокоился. "Где же этот мертвец?"- спросил Сварупа Дамодара. "Вон там, но я не хочу к нему приближаться" - ответил рыбак.
Когда Сварупа Дамодара подошел к телу, он увидел, что это был Господь Шри Чайтанья. Он неимоверно растянулся, так как все Его суставы отделились друг от друга. Махапрабху издавал рычание: "Ннрррррррр...нрррррр.." Сварупа Дамодара позвал Рая Рамананду и других преданных. Они вместе стали совершать парикраму вокруг тела Шри Чайтаньи Махапрабху и воспевать святые имена:
хари харайе намах кришна-йадавайа намах
йадавайа мадхавайа кешавайа намах
гопала говинда рама шри-мадхусудана
гиридхари-гопинатха мадана мохана
йадавайа мадхавайа кешавайа намах
гопала говинда рама шри-мадхусудана
гиридхари-гопинатха мадана мохана
Так все преданные совершали киртан, и спустя несколько минут Господь Чайтанья вновь пришел в нормальное состояние. Все его суставы воссоединились, и Он вернулся во внешнее сознание. Сварупа Дамодара обнял Господа и спросил: "Прабху, как Ты попал сюда?" Махапрабху ответил: "Сегодня Я был во Вриндаване. Я отправился к берегам Радха-кунды, где Кришна являл Свои развлечения с гопи. Я видел, как Шримати Радхика и Ее подруги играют с Ним в воде. Затем Кришна явил Раса-лилу, и через Свой танец, пение и другие проявления Божественной любви, доставлял наслаждение гопи".
Итак, на Чакра-тиртхе Махапрабху памятовал об этой наивысшей игре Господа — Чакраварти-лиле. Поэтому Гурудев, когда находился там, так же погружался только в Раса-лилу. И все время воспевал: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Он Махабхагавата Вайшнав, и постоянно памятует о кришна-лила-катхе.
Чтобы понять все эти вещи, всегда общайтесь с садху, памятуйте о Кришне и воспевайте святые имена.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 23 апреля 2011