Дорогой друг и советник Кришны Уддхава,
прибыв во Врадж, поразился глубокой любви жителей Вриндавана. Сам он
знал лишь слоги «пре» и «ма», не понимая их истинного значения. В
разговоре с убитым горем Нандой Махараджем Уддхава очень
обеспокоился. Он подумал: «Что же ему сказать – плакать по Кришне или нет?», – ведь
Сам Кришна говорит: «Все проявляется из Меня. Я древо, Я
плод и семя в нем! Я все и вся!» Через некоторое время Уддхава произнес:
«Нанда Махарадж, ты думаешь, что Кришна твой сын? Но это не так, Он
Бхагаван. Он лишь принял тебя отцом, и поэтому ты считаешь Его своим
ребенком».
Шрила Гурудев однажды рассказал такую историю: одна женщина родила сына, но кто-то подкупил акушерку, чтобы та забрала младенца. После этого она сказала матери: «Знаете, а вы никого не родили. У вас случился выкидыш, и ребенок умер». Через какое-то время обе матери заявили свои права на обладание этим ребенком. Одна из них говорила: «Это мой сын!», а другая, которая не рожала, также утверждала: «Нет, он мой!» Так они боролись за него, и обе пришли в суд.
Что такое Кали-юга? Кали сейчас очень могущественна. Вы что-то делаете, но стоит кому-то дать взятку, и все переворачивается с ног на голову. Судья выносит свои решения в соответствии с показаниями свидетелей и при наличии определенных документов. Так вот, неистинная мать привела множество свидетелей и предоставила различные документы в доказательство своей правоты, а у настоящей матери не было ничего этого. Но сердце судьи было очень мягким, и он решил внимательно разобраться в этом вопросе.
Итак, кто же является истинными родителями Кришны – Нанда и Яшода или Васудева и Деваки? И те и другие говорят: «Кришна – наш сын!» Но кто на самом деле дал Ему рождение? Может, Яшода и Деваки сделали это одновременно? Если вы начнете читать «Шримад-Бхагаватам», то будете сбиты с толку и не поймете, кто же является настоящими матерью и отцом Кришны? Можно устроить голосование! Возьмем три коробочки, первая – это версия, что Деваки является мамой Кришны, вторая – Яшода, и третья – они обе родили. Но если вы проголосуете за третий вариант, то как возможно, чтобы у двух матерей родился один сын? Такого не может быть, поэтому третья коробка отменяется. Теперь нужно решить – Деваки или Яшода? (Преданная из зала говорит, что Яшода – мама Нандананданы Кришны, а Деваки – мама Васудевы Кришны). Именно Деваки родила Кришну? Кто-то утверждает, что нет. А как же ставы и стути полубогов? Или она, показывая беременность, подкладывала ткань под свое сари? Ведь говорится, что когда Кришна был в лоне Деваки, то все полубоги и полубогини приходили в темницу Камсы и возносили Ему молитвы. Или они это делали какому-то куску материи? Невозможно так сказать, потому что в «Шримад-Бхагаватам» приводятся гарбха-стути, молитвы деватов.
Кришна явился из лона Деваки и в Своем четырехруком образе обратился к ней: «Я тот самый иштадев, которому ты поклоняешься. Когда вы с Васудевой были Пришни и Сутапой, Я пришел, как ваш сын Пришни-гарбха. Во втором рождении Я явился, как Ваманадев, а теперь Я пришел, как Кришна. Взгляни же на Меня!» Господь предстал перед Деваки в Своем прекрасном образе с четырьмя достояниями в руках (шанкха, чакра, гада, падма). Далее Васудева взял Кришну на руки и принес Его в Нанда-Гокулу, а там Яшода дала рождение своим детям (Кришне и Его сестре Йогамайе). Шукадева Госвамипад в одном стихе описывает Кришну, используя термин ануджа. Ануджа – это тот, кто принял рождение после. Если вы рожаете одного ребенка, а затем сразу же второго, тогда на санскрите это слово переводится, как ану, т.е. Кришна – это ануджа, тот, кто появился на свет после первого ребенка.
Шукадева Госвами не говорит напрямую, что мама Яшода родила Кришну, он приводит это слово. Мама Яшода сначала родила дочь, а затем пришел Кришна, которого описывают в этой шлоке, как ануджо. Это означает, что мама Яшода дала рождение двоим детям – Кришне и Йогамайе. Но она чувствовала столько боли, что не увидела, кого родила – сына или дочь. По этому слову вы можете сделать вывод, что мама Яшода родила двойняшек – Кришну и Йогамайю. Но она не увидела этого, так как потеряла сознание.
Когда Яшода очнулась, то обнаружила лишь одного ребенка – Кришну. До этого Васудева Махарадж, прибыв в то место, не заметил Кришну, который родился из лона мамы Яшоды. Он увидел только ее дочь Йогамайю. Оставив своего сына (который вошел и слился с изначальным Кришной), Васудева Махарадж взял дочь Яшоды. Если бы он увидел, что мама Яшода родила двойняшек, то понял бы, что есть его сын, а есть сын Яшоды, два мальчика, но он и не подозревал об этом.
Васудева Махарадж всегда верил в то, что Кришна это его сын. Он помнил, что предложил Его Яшоде и взял ее дочь. А мама Яшода была уверена в том, что Кришна – ее сын, потому что утром она увидела Его, лежащим рядом. Она не знала, что она также родила и Йогамайю.
Таким образом, две личности претендовали на то, чтобы быть родителями Кришны. Яшода считала, что Он ее сын, а Васудева Махарадж думал, что его. Как же вынести правильное решение? Это большой вопрос. Васудева Махарадж может сказать: «Я оставил своего сына и взял дочь Яшоды», – но та вполне может возразить: «Хорошо, допустим, ты поменял детей. Тогда забирай своего мальчика и верни обратно мою дочь, но если ты не сделаешь этого, то как ты можешь претендовать на сына?
Я приведу простой пример: Допустим, есть два участка земли, и недалеко от них течет река. Одна часть принадлежит одному человеку, а вторая – другому. Через некоторое время первый решил заняться земледелием и попросил второго поменяться с ним землей, чтобы на его территории протекала река, необходимая для орошения. Второй согласился. Но со временем река поменяла свое течение и наводнила участок фермера. Тот сразу возмутился: «У меня так мало земли, давай меняться обратно!» Они идут к судье, и тот говорит: «Хорошо, меняйтесь». Но как поменяться, если эти участки уже неравны? Это сделать невозможно. Гурудев говорил об этом.
Когда Кришна явился в темнице Камсы, в то время там не было никаких свидетелей. И когда мама Яшода родила Кришну и Йогамайю, там тоже никто не присутствовал. То есть с обеих сторон не было подтверждений. Но судья может вынести решение только, когда есть свидетели. Обе матери говорят, что это их сын. Но чей же Он на самом деле – Яшоды или Деваки? Истинный судья даст заключение, что мама Яшода является настоящей матерью Кришны. У Васудевы Махараджа нет никакого права говорить, что Кришна – его сын. Если он хочет так утверждать, тогда он должен вернуть дочь.
Итак, Уддхава пытался говорить в соответствии с шастрами (священными писаниями): «О Нанда Махарадж! У Кришны нет матери и отца, ты только думаешь, что Кришна – твой сын. Это иллюзия. Кришна – это Сваям Бхагаван, Верховная Личность Господа». Бог может проявиться где угодно, но это не значит, что те личности, к которым Он пришел, являются Его родителями. Кто отец и мать Господа Нрисимхадева? Он появился из колонны, выходит, она Его мать или отец? Вы не можете так сказать. Это таттва-сиддханта. Варахадев проявился из ноздрей Брахмы, но тот не является Его отцом.
Уддхава – это гьяни-бхакта, знающий всю таттва-сиддханту (философские истины), и он говорит: «Нанда Махарадж, Кришна не твой сын, Он – Бхагаван!» Затем Он дал длинную лекцию, цитируя множество стихов из писаний, доказывая, что Кришна – это независимый Господь.
Мать дает рождение этому телу, а не душе, но все же она утверждает: «Нет, это мой сын!» Так это или нет? Кто дает жизнь младенцу? Чему вы дали рождение – душе ребенка или его телу? Вы не можете родить душу, потому что она вечная и трансцендентная. Мать рожает только лишь это тело, но однажды душа может покинуть его. Тогда вы скажете: «О, мой сын оставил меня»! Тело лежит, а куда же он делся? Откуда он пришел, куда направился и когда вернется вновь?
В «Шримад-Бхагаватам» приводится история Читракету Махараджа. Когда умер его сын, мудрецы сказали убитому горем отцу: «Тело мальчика все еще здесь, но душа ушла. Кем он был и куда ушел? Ты не видел своего истинного сына, его душу, поэтому не можешь утверждать, что он твой ребенок, и не можешь горевать о нем». Тот, кто знает эту таттва-сиддханту, никогда не будет сбит с толку. Такие личности зовутся таттва-гьяни или брахма-гьяни. Они постигли истину о душе и теле. А тот, кто лишь знаком с телом, называется чамаром, сапожником. На что он смотрит? – тонкая или толстая кожа, какого она цвета, хорошего качества или нет. Гьяни же взирают на атму, они обладают брахма-гьяной.
Но Кришна является вечным сыном Нанды и Яшоды, а Его тело – это сат-чит-ананда (исполнено вечности, знания и блаженства). Он не связан с ними чем-то телесным или материальным, и Нанда Махарадж знает об этом. Такова разница между обусловленными душами и Бхагаваном. У баддха-дживы есть два тела – трансцендентное и материальное, а тело Кришны полностью духовно. Кришна-таттва такова, что нет никакой разницы между Его телом и душой. Они неотделимы друг от друга и составляют единое целое – сат-чит-ананда. Поэтому Нанда Махарадж утверждает: «Кришна – мой сын!»
Шри Кришна совершает лилу, подобную человеческой, выходя из лона мамы Яшоды. Это говорит о том, что Он является сыном Нанды Махараджа. Когда Яшода очнулась, то она и все враджаваси увидели, что Кришна был связан с ней пуповиной. Как возможно тогда, чтобы Васудева Махарадж принес Кришну из Матхуры? Вы не можете привести такой аргумент, так как это полностью неверно. В «Шримад-Бхагаватам» это очень ясно описано. Когда Кришна принял рождение из лона мамы Яшоды, Нанда Махарадж явил церемонию обрезания пуповины, а у Деваки этого не было. Такова ведическая культура. Он стал раздавать пожертвования брахманам и совершил множество благоприятных обрядов. Все гокулаваси (жители Гокулы) были тому свидетелями, и поэтому Кришна является истинным сыном мамы Яшоды и Нанды Махараджа.
Гaура Премананде!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Италия 2013 г.