Шрила Нароттама дас Тхакур смиренно прославляет лотосные стопы Шрилы Рупы Госвамипада, который удовлетворил все желания Господа Шри Чайтаньи Махапрабху:
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
Шри Рупа Пранама
[«Когда же Шри Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Во исполнение сокровенного желания Шри Чайтаньи Махапрабху он положил начало Его миссии в этом мире и потому очень дорог Господу».]
Шрила Рупа Госвамипад так служил Шри Чайтанье Махапрабху, что все сокровища сердца Господа вошли в его сердце. Пусть Шрила Рупа Госвамипад, его настроения и все учение, которое он проявил, войдут в мое сердце! Он служил физически, а также на внутреннем плане. Шрила Нароттама дас Тхакур прекрасно описывает это.
Мы поклоняемся Гурудеву. Что это означает? Это стремление исполнить желание гуру, а также жажда служить в том же настроении, бхаве, в каком ваш Гурудев служит своему иштадеву. Истинное значение пуджи — это когда вы хотите служить Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне под руководством гурупада-падмы.
Пуджа – это не просто предложение цветов, лампадки гхи, благовония. Все это внешние проявления. Есть очень глубокий внутренний смысл поклонения. Как предложить свое чистое сердце лотосным стопам гуру? Поднося цветы. На санскрите слово «цветы» звучит как «суман». «Су» означает «прекрасный», а «ман» — ум. И как же нам предложить наш прекрасный, сладостный ум и сердце гурупада-падме? Ум не должен быть осквернен никаким двуличием и лицемерием. Он должен быть чистым, и именно такое сердце нужно предлагать Гурудеву.
Также должно быть желание служить гурупада-падме. Есть множество параферналий — благовония и остальные составляющие, которые мы предлагаем во время пуджи. В чем смысл предложения благовоний? Они источают дивный аромат, сугандху. Это сладостное настроение Гурудева, которое не смешано с чувством благоговения. Оно полностью в мадхурье, сладости. Это настроение враджаваси.
Когда мы подносим лампадку с гхи, мы предлагаем пять фитильков – панча-двипу. Это означает, что мы служим своему Иштадеву с помощью пяти настроений – шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьи. Таким образом, мы освещаем это место. В особенности сокровенное место, где встречаются Радха и Кришна, никунджа-бхаван.
Шримати Радхарани и Кришна совершают сладостные любовные игры, и у нас должно быть желание служить в этом никунджа-бхаване. Там все полностью освещено с одной стороны золотым сиянием, а с другой – голубым, раманча-ниламани. Ниламани – голубой драгоценный камень. Цвет тела Кришны напоминает прекрасный голубой сапфир, а кожа Шримати Радхики – расплавленное золото. Этим золотым и голубым сиянием освящается весь никунджа-бхаван. Вы не можете себе представить, насколько же прекрасно это изысканно украшенное Вриндой-деви место Голоки Вриндаваны на берегу Ямуны.
Шрила Бхактивинода Тхакур замечательно описывает красоту этой кунджи во Вриндаване:
На самом деле это внутреннее значение пуджи. Радха и Кришна встречаются вместе и наслаждаются сладостными лилами: разлука и встреча, встреча и разлука, прекрасные всевозможные волны божественной любви, према-таранга.
Вы даже не можете вообразить, как там красиво! На компьютере иногда появляются разные необыкновенные заставки, переливающиеся цвета – это лишь издалека может напомнить, как же там удивительно. Когда практикующий преданный в своей садхака-шарире, в теле садхаки, памятует об этих лилах, он предлагает воду в раковине. Это бхакти-дхара, према-дхара, поток божественной любви Шри Шри Радхи и Кришны. Он течет безостановочно, и, когда вы льете эту водичку из раковины, вы представляете, какой же любовью пронизано все в этом месте.
Там присутствуют пять видов сакхи, подруг Шримати Радхики, и они так прекрасно служат Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне! И еще восемь настроений, таких как абхисарика и другие. Если я буду глубже объяснять, вы можете просто не понять. Но что-то я могу сказать. Насколько же удивительно это место!
Затем мы предлагаем платочек, который символизирует нашу любовь и привязанность. Радха и Кришна встречаются вместе и являют множество прекрасных любовных лил. На Их телах выступают капельки пота, и тогда сакхи-манджари очень нежно и аккуратно вытирают их. Они очень искусны во всех видах служения. Они не просто берут кусочек ткани и вытирают. Новенькие преданные могут так делать, но те, кто глубже погрузились в бхаджан и садхану, могут понять, что там происходит.
Что мы делаем потом? Предлагаем цветы. Что это означает? Когда Радха и Кришна устают, необходимо сделать прекрасное мягкое ложе. На санскрите это называется пушпашей – кровать из лепестков и цветов. Сакхи-манджари подготавливают его наилучшим образом.
Шрила Нароттама дас Тхакур поет:
Однажды Гурудев прекрасно и глубоко объяснил эту песню на бенгали. Настроение Нароттама даса Госвами просто удивительно. Искусный гуру вкладывает подобное настроение в сердца своих учеников. Это называется бхаджана-чатурья, искусность в духовной практике, что очень глубоко.
Такова совершенная Вьяса-пуджа. Как исполнить внутреннее желание гурупада-падмы? Тот, кто распространяет кришна-катху по всему миру, зовется Вьясой. Вьяса, как диаметр, проходящий через окружность, центром которой является Кришна. То есть тот, кто распространяет кришна-катху по всему свету, чтобы помочь всем обусловленным дживам, является Вьясой.
Необходимо понять, кто истинный гуру, Вьяса, который искусен в совершении бхаджана. Обычно мы думаем: «Вьяса-пуджа – это когда ученики предлагают много вещей своему гуру. Он сидит и принимает всевозможные подношения». Но это все внешнее. Нужно идти на внутренний план, и там Гурудев в день своего явления поклоняется всей гуру-парампаре, он возносит молитвы ачарьям: Брахмаджи, Нараде, Вьясе и остальным. В день Вьяса-пуджи Гурудев служит всей гуру-варге.
Я помню, как мы праздновали Вьяса-пуджу Гурудева, совершая ему поклонение вместе с Мадхавой Махараджем. Все вы должны прославить гурупада-падму, и поднести пушпанджали его лотосным стопам. Если ваше сердце нечисто, молитесь Гурудеву в настроении бхаджана «Амара-дживана» или «Гопинатх, мама ниведана шуно». Там описывается, как очистить сердце. Затем по беспричинной милости гуру мы поймем, как его прославить.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Сан-Пауло, 2 января 2016
Шримати Радхарани и Кришна совершают сладостные любовные игры, и у нас должно быть желание служить в этом никунджа-бхаване. Там все полностью освещено с одной стороны золотым сиянием, а с другой – голубым, раманча-ниламани. Ниламани – голубой драгоценный камень. Цвет тела Кришны напоминает прекрасный голубой сапфир, а кожа Шримати Радхики – расплавленное золото. Этим золотым и голубым сиянием освящается весь никунджа-бхаван. Вы не можете себе представить, насколько же прекрасно это изысканно украшенное Вриндой-деви место Голоки Вриндаваны на берегу Ямуны.
Шрила Бхактивинода Тхакур замечательно описывает красоту этой кунджи во Вриндаване:
сугита-нартане, саба сакхи-гане,
тушичхе йугала-дхане
кришна-лила хери’, пракрити сундари,
бистаричхе шобха ване
тушичхе йугала-дхане
кришна-лила хери’, пракрити сундари,
бистаричхе шобха ване
Ямуна пулине (3)
[«Гопи ублажали прекрасную Божественную Чету Своим сладостным пением и искусным танцем. Так я созерцала лилы Кришны с Его очаровательными возлюбленными в живописном лесу».]
На самом деле это внутреннее значение пуджи. Радха и Кришна встречаются вместе и наслаждаются сладостными лилами: разлука и встреча, встреча и разлука, прекрасные всевозможные волны божественной любви, према-таранга.
Вы даже не можете вообразить, как там красиво! На компьютере иногда появляются разные необыкновенные заставки, переливающиеся цвета – это лишь издалека может напомнить, как же там удивительно. Когда практикующий преданный в своей садхака-шарире, в теле садхаки, памятует об этих лилах, он предлагает воду в раковине. Это бхакти-дхара, према-дхара, поток божественной любви Шри Шри Радхи и Кришны. Он течет безостановочно, и, когда вы льете эту водичку из раковины, вы представляете, какой же любовью пронизано все в этом месте.
Там присутствуют пять видов сакхи, подруг Шримати Радхики, и они так прекрасно служат Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне! И еще восемь настроений, таких как абхисарика и другие. Если я буду глубже объяснять, вы можете просто не понять. Но что-то я могу сказать. Насколько же удивительно это место!
Затем мы предлагаем платочек, который символизирует нашу любовь и привязанность. Радха и Кришна встречаются вместе и являют множество прекрасных любовных лил. На Их телах выступают капельки пота, и тогда сакхи-манджари очень нежно и аккуратно вытирают их. Они очень искусны во всех видах служения. Они не просто берут кусочек ткани и вытирают. Новенькие преданные могут так делать, но те, кто глубже погрузились в бхаджан и садхану, могут понять, что там происходит.
Что мы делаем потом? Предлагаем цветы. Что это означает? Когда Радха и Кришна устают, необходимо сделать прекрасное мягкое ложе. На санскрите это называется пушпашей – кровать из лепестков и цветов. Сакхи-манджари подготавливают его наилучшим образом.
Шрила Нароттама дас Тхакур поет:
прабху локанатха кобе, санге лоийа джабе
шри-рупера пада-падме море самарпибе
шри-рупера пада-падме море самарпибе
Шунийачхи садху мукхе (4)
[«Когда же мой господин Локанатх Госвами возьмет меня с собой и предложит меня лотосным стопам Шрилы Рупы Госвами?»]
хено ки хоибе мор – нарма-сакхи-гана
анугата нароттаме корибе шасане
анугата нароттаме корибе шасане
Шунийачхи садху мукхе (5)
[«Когда же это произойдет и самые дорогие прия-нарма-сакхи отдадут распоряжения своему верному Нароттаме?»]
Однажды Гурудев прекрасно и глубоко объяснил эту песню на бенгали. Настроение Нароттама даса Госвами просто удивительно. Искусный гуру вкладывает подобное настроение в сердца своих учеников. Это называется бхаджана-чатурья, искусность в духовной практике, что очень глубоко.
Такова совершенная Вьяса-пуджа. Как исполнить внутреннее желание гурупада-падмы? Тот, кто распространяет кришна-катху по всему миру, зовется Вьясой. Вьяса, как диаметр, проходящий через окружность, центром которой является Кришна. То есть тот, кто распространяет кришна-катху по всему свету, чтобы помочь всем обусловленным дживам, является Вьясой.
Необходимо понять, кто истинный гуру, Вьяса, который искусен в совершении бхаджана. Обычно мы думаем: «Вьяса-пуджа – это когда ученики предлагают много вещей своему гуру. Он сидит и принимает всевозможные подношения». Но это все внешнее. Нужно идти на внутренний план, и там Гурудев в день своего явления поклоняется всей гуру-парампаре, он возносит молитвы ачарьям: Брахмаджи, Нараде, Вьясе и остальным. В день Вьяса-пуджи Гурудев служит всей гуру-варге.
Я помню, как мы праздновали Вьяса-пуджу Гурудева, совершая ему поклонение вместе с Мадхавой Махараджем. Все вы должны прославить гурупада-падму, и поднести пушпанджали его лотосным стопам. Если ваше сердце нечисто, молитесь Гурудеву в настроении бхаджана «Амара-дживана» или «Гопинатх, мама ниведана шуно». Там описывается, как очистить сердце. Затем по беспричинной милости гуру мы поймем, как его прославить.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Сан-Пауло, 2 января 2016