Сегодня
очень особенный и важный праздник – день явления Шри
Нитьянанды Прабху, который
неотличен от Баладевы Прабху.
Баладева Прабху является пракашей, непосредственной экспансией
Кришны, неотличным от Него. В эту Кали-югу Он явился как Нитьянанда Прабху. В одном стихе Шрила Нароттама дас
Тхакур говорит об этом – в Кали-югу тот же самый Баладева Прабху проявился как Нитьянанда Прабху, а Канхая, то есть Кришна,
явился здесь как Гаура Махапрабху.
Баладева Прабху и Нитьянанда Прабху являются акханда-гуру-таттвой, то есть неделимой гуру-таттвой. Баладева присутствует в сердцах всех живых существ и уничтожает все их невежество. Его имя означает: бала-шакти, т.е. вся сила присутствует в Нем. Без чит-балы, трансцендентной энергии, невозможно достичь совершенства в бхаджане. Баладева Прабху дает так много энергии всем живым существам. Он является обителью трансцендентной силы.
Кришна – это господствующее Божество самвит, энергии трансцендентного знания, а Баладева Прабху – господствующее Божество энергии сандхини, то есть Он создает платформу для обретения духовной силы. А Шримати Радхика является Божеством энергии хладини, или ананды. Без милости Баладевы Прабху никаким другим способом мы не можем получить шуддха-бхакти. В эту Кали-югу Баладева Прабху является как Нитьянанда Прабху и дает чит-балу, трансцендентную силу. Нитьянанда Прабху разрушает тьму в сердцах всех живых существ.
Шрила Нароттама Тхакур поет в одном бенгальском киртане:
нитаийер каруна ха’бе, врадже радха-кришна па’бе
дхаро нитаийер чарана ду’кхани
(«Нитай-пада-камала», стих 3)
[«Тот же, на кого Нитай прольет Свою милость, сможет войти во Врадж и приблизиться к Шри Радхе и Кришне. Поэтому крепко держись за лотосные стопы Нитая».]
Очень крепко держите лотосные стопы Нитьянанды Прабху. По Его беспричинной милости ваше сердце полностью очистится, и тогда на платформе энергии сандхини проявятся самвит и хладини-шакти, и вы достигнете служения Божественной Чете Шри Шри Радхе-Кришне. Нитьянанда Прабху известен тем, что уничтожает все виды грехов из сердец живых существ с помощью нама-санкиртаны.
Вриндаван дас Тхакур захотел написать историю жизни Гауранги Махапрабху в своей книге «Чайтанья-Бхагавата». Он начал описывать лилы Махапрабху, но когда приступил к описанию игр Шри Нитьянанды, то полностью погрузился в нитьянанда-таттву, совершенно забыв о гаура-таттве. Он пишет об этом: «Я собирался начать описание лил Гауранги, но полностью погрузился в прославление Нитьянанды Прабху». Вриндаван дас Тхакур говорит: «Если кто-то будет критиковать моего Нитьянанду, я ударю этого человека ногой по голове».
Возникает вопрос, а где в словах Вриндавана даса Тхакура смирение, о котором говорил Шри Чайтанья Махапрабху, и которое описано словами тринад апи суничена (быть смиреннее травинки и терпеливее дерева). В этом стихе Шрила Вриндаван дас Тхакур объясняет, что истинное смирение как раз-таки заключается в готовности дать отпор оскорбителю.
В Трета-югу на землю приходит Господь Рамачандра, а вместе с Ним Его брат Лакшман, который является неотличным от Баладевы и Нитьянанды Прабху. Говорится, что, когда Господь приходит в этот материальный мир, тогда все Его парикары приходят вместе с Ним. С приходом Кришны проявляется Баладева Прабху, с приходом Рамы — Его брат Лакшман, а когда Гаурасундара нисходит на эту землю, Его сопровождает спутник Нитьянанда Прабху. Несмотря на то, что Баладева также является бхагавата-таттвой, у Него всегда присутствует настроение слуги Господа.
В Трета-югу Лакшман приходит как младший брат Рамачандры, и Он очень страдает от этого, потому что Господь Рама дает Ему много наставлений, которые тяжело вынести. Например, однажды Рамачандра приказал Лакшману подвести Ситу к огню. Эта лила называется сита-агни-парикша. Он также сказал Лакшману, чтобы тот отвел Ситу-деви в лес и оставил ее там. Но у Лакшмана было столько веры, что Сита-деви полностью чиста и целомудренна! Когда Равана украл ее и держал на Ланке, Господь Рама пришел, убил этого демона и спас Свою жену. После возвращения Рамачандра приказал Своему младшему брату, чтобы тот развел костер, и Сита-деви должна была войти в него, доказав свое целомудрие. Лакшман не мог поверить, что Рамачандра сомневался в ее чистоте. Он сказал Своему брату: «Как Ты можешь сомневаться в целомудрии и чистоте Ситы-деви и таким образом проверять ее?!» Тогда Рамачандра решил успокоить Лакшмана и рассказал истину: «На самом деле Я хочу вернуть Свою настоящую Ситу». Лакшман поразился: «Что значит настоящую Ситу, а это что — ненастоящая?!» Затем Рама рассказал Лакшману всю историю с самого начала. Он объяснил, что перед тем, как Равана украл Его супругу, Рамачандра уже предвидел эти события и сказал ей: «Вскоре нам предстоит изведать настроение разлуки, вираху». Затем развернулись все действия, которые описываются в «Рамаяне». Когда Лакшман начертил круг, чтобы уберечь Ситу-деви, она переступила его, и на месте этой линии возник огонь. Пересекая ту линию, изначальная Сита вошла в огонь и отправилась к Агнидеву, а из огня вышла ненастоящая Сита, или майя-Сита, которую и украл Равана.
Рамачандра сказал: «Я хочу вернуть Свою изначальную супругу. Для этого майя-Сита должна войти в огонь, и вместо нее выйдет настоящая Сита-деви». Это описывается в «Агни-пуране» и «Курма-пуране», но в «Рамаяне» Вальмики эти вещи скрыты, о них говорится не полностью.
Когда Рама в итоге отверг Ситу-деви и приказал Лакшману отвезти ее в лес, тот привел ее в ашрам Вальмики. Лакшман почувствовал сильнейшую боль в Своем сердце от того, что должен был следовать таким суровым наставлениям брата, и тогда Он принял обет, сказав Рамачандре: «В следующий раз, когда Я приду на землю, я уже не буду Твоим младшим братом, Я стану старшим, чтобы Мне больше не пришлось терпеть такое». По ведической культуре старший брат подобен отцу. Он дает наставления, а младший брат, как сын, должен постоянно слушаться. Невозможно, чтобы сын давал наставления отцу. Поэтому Лакшман твердо решил: «В следующий раз Я приду как Твой старший брат». Мы видим, что Рамачандра явился как Кришна, а Лакшман стал Баладевой Прабху, Его старшим братом. В гаура-лиле происходит то же самое – Шри Нитьянанда старше, чем Махапрабху. Он – Его старший брат.
В Кали-югу Баладева Прабху пришел, как Нитьянанда. Кришнадас Кавирадж Госвами прекрасно прославляет своего Гуру, Нитьянанду Прабху. Будучи смиренным, он говорит в одном стихе: «Я такой падший! Я самый падший! И если кто-то будет произносить мое имя, то непременно отправится в ад, а тот, кто будет слышать мое имя, будет осквернен всевозможными грехами. Кто же даст мне прибежище в этом материальном мире? Только гурупада-падма, мой Нитьянанда Прабху».
Если у кого-то нет почтения к своему гуру, то как он сможет достигнуть своей заветной цели? Говорится, что гуру-ништха и гуру-бхакти – это позвоночник нашей садханы и бхаджана, позвоночник бхакти.
Вриндаван дас Тхакур в гаура-лиле – это на самом деле инкарнация Вьясы, а в кришна-лиле он является самим Вьясадевой. «Кто же может прославить моего Нитьянанду лучше, чем Вриндаван дас Тхакур?» – пишет Кришнадас Кавирадж Госвами. Он говорит: «Я лишь принимаю остатки пищи Вриндавана даса Тхакура. Я собираюсь упомянуть лишь то, что он оставил незатронутым, не описав в гаура-лиле».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 1 февраля 2015