Харе Кришна, дорогие братья и сестры!
Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге, Божественной Чете, и в особенности, Шримати Радхике!
Сегодня в этот самый чарующий и волшебный день Явления Верховной Богини Любви Шримати Радхи Тхакурани пусть все сердца наполнятся счастьем и вечным блаженством! А это возможно лишь по милости Ее самых дорогих слуг, которые в этом мире проявляются, как расика-вайшнавы.
В честь этого грандиозного праздника предлагаем вашему вниманию сладостную хари-катху дорогого Шрилы Гурудева о явлении Шримати Радхарани.
Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге, Божественной Чете, и в особенности, Шримати Радхике!
Сегодня в этот самый чарующий и волшебный день Явления Верховной Богини Любви Шримати Радхи Тхакурани пусть все сердца наполнятся счастьем и вечным блаженством! А это возможно лишь по милости Ее самых дорогих слуг, которые в этом мире проявляются, как расика-вайшнавы.
В честь этого грандиозного праздника предлагаем вашему вниманию сладостную хари-катху дорогого Шрилы Гурудева о явлении Шримати Радхарани.
Обсуждая различные детские игры Кришны, мы вспоминали как Он убил множество демонов. Первой Он поверг Путану, затем Шакатасуру, Тринаварту и других. Также Кришна проявил Свою айшварью, могущество, перед мамой Яшодой, но она не поверила Ему. Мы обсуждали, как однажды Кришна пил молоко из груди Своей мамы и вдруг зевнул. Яшода-мата увидела у Него во рту множество вселенных и подумала: «Должно быть, какой-то дух вселился в тело моего малыша». Поэтому она позвала брахманов, чтобы те произнесли благоприятные мантры, и омыла тело Кришны коровьим навозом и мочой. Таким образом маленький Гопал устраивал множество сладостных лил во Врадже, подрастая вместе со Своим братом Баларамой.
Нанда и Яшода заботились о своем сыне, будто Он был обычным ребенком. А Кришна рос и даже начал воровать масло в собственном доме! В то время Нарада Риши подумал: «Кришна принял рождение здесь в Нанда-Гокуле, но как же Он может быть без Своей энергии?» Шри Нарада знает всю таттва-сиддханту, поэтому он решил отыскать внутреннюю энергию Кришны Шримати Радхику. Он обошел весь Врадж, но так и не смог найти Радхарани.
Нанда и Яшода заботились о своем сыне, будто Он был обычным ребенком. А Кришна рос и даже начал воровать масло в собственном доме! В то время Нарада Риши подумал: «Кришна принял рождение здесь в Нанда-Гокуле, но как же Он может быть без Своей энергии?» Шри Нарада знает всю таттва-сиддханту, поэтому он решил отыскать внутреннюю энергию Кришны Шримати Радхику. Он обошел весь Врадж, но так и не смог найти Радхарани.
В различные кальпы Шри Радха по-разному является в доме враджаваси Киртиды-деви и Вришабхану Махараджа. Рождение Шримати Радхики очень важное событие. «Радха-хридая-браманда-пурана» и другие Пураны прославляют джанма-махотсаву Шри Радхи. Шрила Рупа Госвамипад также прекрасно описывает явление Шримати Радхики в своем произведении «Лалита-мадхава-натака». Это удивительная лила.
В Индии есть две высокие горы, два брата. Одна называется Гималаи, а другая Виндхьячал. Гималаи находятся на севере, а Виндхьячал на юге. Дочь Гималаев Парвати-деви вышла замуж за Шиваджи, и все счастливо прославляли их. Но у Виндхьячала не было сыновей и дочерей, и потому он был очень расстроен. Однажды, поклоняясь Господу Вишну, Виндхьячал взмолился Ему, попросив дочь, которая бы смогла выйти замуж за юношу, затмевающего красотой самого Шиву. Шри Вишну был доволен служением Виндхьячала и дал ему благословение, что тот получит не одну, а целых пять дочерей. Так, по беспричинной милости Господа Вишну Шримати Радхика, Чандравали и другие гопи приняли рождение у подножия Виндхьячала.
В это время в Матхуре Камса услышал божественный голос с неба, который сказал ему: «Если ты женишься на Шримати Радхике, то сможешь победить Шиву и Господа Вишну». По этой причине Камса наказал Путане идти во Врадж на поиски Шримати Радхарани.
В различные кальпы Шри Радха принимает рождение в разных местах. Иногда Она рождается на Варшане из лона Киртики Сундари. В другие кальпы (кальпа – это день Брахмы) Она выходит из огня во время огненного жертвоприношения. А Однажды Шримати Радхика явилась в лотосе на Ямуне.
Итак, Камса услышал божественный голос с неба и дал указание Путане, чтобы та выяснила, где находится Шримати Радхика. Путана была ведьмой, пишачини. За десять дней до рождения Кришны и в течение десяти дней после этого она убила всех новорожденных детей. На самом деле это были дети демонов. Так все устроила Йогамайя. Путана летала по ночам и питалась кровью новорожденных детей демонов, поэтому ее тело источало зловоние.
Как-то раз, скитаясь по окрестностям, Путана прилетела к Виндхьячалу. В ту ночь у его подножия родились пять дочерей. Путана схватила их и отправилась в Матхуру. По пути что-то произошло, и младенцы один за другим стали выпадать из рук демоницы. Чандравали выскользнула над тем местом, где текла река, и поэтому река тоже стала называться Чандравали. Вишакха выпала из рук пишачини в другую реку, которую нарекли Вишакхой. В конечном итоге у Путаны в руках осталась только Шримати Радхика.
Ранним утром матхурские брахманы начали повторять ведические мантры. Тело Путаны начало дрожать, и она выронила Шримати Радхику, которая упала в прекрасный цветок лотоса на Ямуне в месте, называемом Равал. Если вы отправитесь на Враджа-мандала-парикраму, то сможете посетить эти места – Нанда-Гокулу, где жил Нанда Махарадж, и Равал, место жительства Вришабхану Махараджа. Нанда Махарадж и Вришабхану Махарадж были очень близкими друзьями, и поэтому, где бы ни останавливался Нанда Махарадж, неподалеку оставался жить и Вришабхану Махарадж. Когда Нанда Махарадж жил в Нандагаоне, а позднее в Гокуле, Вришабхану Махарадж жил на Варшане или в Равале на берегу Ямуны.
Итак, в тот день рано утром в благословенную брахма-мухурту Вришабхану Махарадж отправился на Ямуну принять омовение. У реки царила умиротворяющая тишина. От воды дул сладостный бриз. Повсюду распускались лотосы, пропитывая воздух восхитительным ароматом. Пчелы жужжали вокруг цветов. От пыльцы, падающей с лотосов, воды Ямуны окрасились в изысканный цвет кункумы. Павлины и кукушки сладостно пели, наполняя сердца людей счастьем. Птицы щебетали, а их новорожденные птенчики расправляли свои маленькие нежные крылья и пытались выбраться из гнезд. Олени и их спутницы выходили из своих убежищ и гуляли по окрестностям. Это было удивительное утро, дарующее спокойствие умам мудрецов (муни и риши), которые медитировали на лотосные стопы Господа. Взрослые брахманы повторяли мантру ом, исходящую из глубины их сердец, а мальчики-брахманы воспевали мантры из Вед.
Итак, в тот день рано утром в благословенную брахма-мухурту Вришабхану Махарадж отправился на Ямуну принять омовение. У реки царила умиротворяющая тишина. От воды дул сладостный бриз. Повсюду распускались лотосы, пропитывая воздух восхитительным ароматом. Пчелы жужжали вокруг цветов. От пыльцы, падающей с лотосов, воды Ямуны окрасились в изысканный цвет кункумы. Павлины и кукушки сладостно пели, наполняя сердца людей счастьем. Птицы щебетали, а их новорожденные птенчики расправляли свои маленькие нежные крылья и пытались выбраться из гнезд. Олени и их спутницы выходили из своих убежищ и гуляли по окрестностям. Это было удивительное утро, дарующее спокойствие умам мудрецов (муни и риши), которые медитировали на лотосные стопы Господа. Взрослые брахманы повторяли мантру ом, исходящую из глубины их сердец, а мальчики-брахманы воспевали мантры из Вед.
Однажды Гурудев сказал: «Если вы будете повторять гаятри-мантры и харинаму в брахма-мухурту (1 час и 36 минут до восхода Солнца), тогда естественным образом ваш ум будет концентрироваться на имени Кришны, так как это время исполнено саттвы».
Тем ранним утром Вришабхану Махарадж оказался на Ямуне, чтобы принять омовение. Неподалеку от берега он увидел большой сияющий лотос, в середине которого лежала очень красивая новорожденная девочка. Ее тело излучало сияние расплавленного золота, освещающего все вокруг. Лицо малышки было подобно луне восьмого дня после новолуния: очень красивое, светлое и сияющее. Красивый длинный разрез глаз девочки напоминал по форме рыбку, поэтому одно из Ее имен — Минакши-деви («мина» – это рыба, а «кша» – глаза).
Шримати Радхика (так звали девочку) зажимала в кулачке большой палец Своей ноги и посасывала его. Так любят делать новорожденные детишки. Ее лицо обрамляли прекрасные вьющиеся волосы. Глаза, нос, уши, руки — все части Ее тела были очаровательны и чудесны. Она излучала силу и свежесть и не переставала улыбаться. Все окружающие Ее лотосы стали непроизвольно распускаться и обмахивать Радхику своими лепестками.
Когда Вришабхану Махарадж увидел в лотосе это прелестное дитя, он тут же взял Его на руки и прижал к своему ликующему от счастья сердцу. Ведь Шримати Радхика — это энергия наслаждения (хладини-шакти) Кришны. Если эта энергия войдет в ваше сердце, оно тут же наполнится радостью!
Шримати Радхика – это олицетворение божественной любви. А что такое любовь? Это блаженство.
радхе джайа джайа мадхава-дайите
гокула-таруни-мандала-махите
дамодара-рати вардхана-веше
хари-нишкута-врнда-випинеше
вршабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе
лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе
карунам куру майи каруна-бхарите
санака-санатана-варнита-чарите
(Шри Радхика-става,
Шрила Рупа Госвами)
Шри Рупа Госвамипад написал: «вришабхану-дадхи-нава-шаши лекхе» – сердце Вришабхану Махараджа подобно океану, а Шримати Радхика это новая, нежная, полная Луна, которая проявилась из сердца Вришабхану Махараджа.
Итак, Вришабхану Махарадж взял новорожденную девочку и принес Ее к себе домой, передав Ее своей супруге Киртиде-деви. Киртида-деви очень обрадовалась, увидев Саму хладини-шакти, энергию наслаждения Господа Шри Кришны.
Тем временем Нарада Риши, путешествующий повсюду, пришел в дом Вришабхану Махараджа. Он тут же поинтересовался: «Есть ли у тебя ребенок?» Вришабхану Махарадж ответил: «Да, у меня есть сын», и показал своего сына Шридама. Но Нарада Риши переспросил его: «Есть ли у тебя дочь?» Тогда хозяин дома очень просто и искренне ответил: «Да, сегодня утром у меня появилась маленькая дочь». Мудрец попросил: «Я хочу увидеть Ее и дать Ей благословения».
Вришабхану Махарадж принес Шримати Радхику. Нарада Риши увидел Ее, и его сердце полностью растаяло. Все экстатические настроения проявились в его сердце, а из глаз полились слезы. Если вы увидите Шримати Радхику, то вы испытаете такие чувства, которые никто не сможет описать. Рама, Шива, Нарада – все они жаждут обрести даршан лотосных стоп Шримати Радхики, но это труднодостижимо даже для них. Однако сейчас Нарада Риши обрел великую удачу – ему выпала возможность увидеть Саму Шримати Радхику. Улыбка не покидала Ее лица и Она ни разу не заплакала, потому что воплощает собой блаженство. Там, где блаженство, нет места несчастью и беспокойствам.
Увидев впервые Шримати Радхику, Нарада Риши испытал все признаки трансцендентного экстаза. Его тело начало дрожать, но он собрался с силами и, совладав со своим исступлением, сказал: «О Вришабхану Махарадж, я дам благословение твоей дочери, проведя церемонию свасти-вачаны, но для этого тебе нужно будет принести мне различные ингредиенты: рис, куркуму, цветы, и т.д.».
Вришабхану Махарадж оставил новорожденную девочку с Нарадой и ушел в дом. В этот момент по милости Йогамайи Лалита, Вишакха и остальные восемь главных подруг Радхарани (ашта-сакхи) проявились вокруг Нее, а Сама Она предстала в образе нежной девочки десяти-двенадцати лет. Нарада Риши не мог произнести ни слова, он лишь созерцал этот прекрасный образ Шри Радхи. Лалита и Вишакха, обратились к нему: «О мудрец, не теряй времени, скорее же начни прославлять Шримати Радхику!» Нарададжи очень быстро начал цитировать стихи из «Радха-крипа-катакша-става-раджи». Он пел эти строки, и из его глаз струились слезы.
муниндра-вринда-вандите три-лока-шока-харини
прасанна-вактра-панкадже никунджа-бху-виласини
враджендра-бхану-нандини враджендра-суну-сангате
када каришйасиха мам крипа-катакша-бхаджанам
[«О Шримати Радхика! Шукадева, Нарада, Уддхава и все великие мудрецы неустанно возносят молитвы Твоим лотосным стопам. Памятование о Тебе и молитвы о служении Тебе чудесным образом избавляют все три мира от страданий, грехов и оскорблений. Твое радостное лицо расцветает, как лотос, когда Ты предаешься любовным забавам в рощах Враджи. Ты, дочь Махараджи Вришабхану, безмерно дорога Враджендра-нандане, с которым разыгрываешь вечную виласу. Когда же, когда Ты краешком глаза милостиво взглянешь на меня?»]
ананта-коти-вишну-лока-намра-падмаджарчите
химадриджа-пуломаджа-виринчаджа-вара-праде
апара-сиддхи-риддхи-дигдха-сат-падангули-накхе
када каришйасиха мам крипа-катакша-бхаджанам
[«Тебе поклоняется Шри Лакшми, богиня бесчисленных планет Вайкунтхи. Тебе также поклоняются и молятся о благословении Шри Парвати, Индрани (супруга Индры) и Сарасвати. Мысленное созерцание даже одного из ногтей на Твоих стопах позволяет обрести множество мистических совершенств. О Шримати Радхика, когда же, когда Ты краешком глаза милостиво взглянешь на меня?»]
Когда Вришабхану Махарадж вернулся со всеми необходимыми ингредиентами, Лалита, Вишакха и другие сакхи исчезли, а Шримати Радхика вновь приняла образ новорожденной девочки. Как маленький ребенок, Она опять принялась посасывать большой палец Своей ножки.
Нарада Риши задумался: «Как же я могу дать благословения Шримати Радхике?»
Нарада Риши задумался: «Как же я могу дать благословения Шримати Радхике?»
aнанта-коти-вишну-лока-намра-падмаджарчите
химадриджа-пуломаджа-виринчаджа-вара-праде
Царицы не одной, а миллионов планет Вайкунтх, приходят и предлагают лампадки с маслом гхи кончикам пальцев на лотосных стопах Шримати Радхики. Вы даже не можете себе представить, какое богатство и могущество исходит от Нее, потому что Она – источник всех сиддх и всевозможных совершенств! Что говорить, если даже Сам Кришна три раза в день принимает омовение в Радха-кунде, чтобы получить благословения Шримати Радхики!
Итак, Нарада Риши, видя все это, подумал: «Шримати Радхика являет лилу, подобную человеческой, поэтому я должен дать Ей какие-то благословения». Произнеся благоприятные мантры, он провел обряд с использованием риса, куркумы, цветов и т.д. Благословив Радхарани, Нарада Риши отправился в обратный путь, непрестанно думая о Ней.
Вришабхану Махарадж устроил в своем доме восхитительную радха-джанма-махотсаву, радостный праздник в честь дня рождения Шримати Радхики. Он был очень счастлив, потому что в его дом пришел садху и одарил милостью его дитя. Но кто и кому давал благословения на самом деле? Шримати Радхика — это Та, кто дарует всем благо, а Нарада Риши лишь играл роль святого мудреца, благословляющего Ее.
Вришабхану-нандини Шримати Радхарани ки джай!
Шри Радха-джанма-махотсава ки джай!
Вришабхану Махарадж ки джай!
Киртида Сундари-деви ки джай!
Гaурa Премананде!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 7 сентября 2015 (вечер)