Каждый
год мы празднуем удивительный праздник Ратха-ятра,
который проходит в Индии. Господь Джаганнатха выходит из Своего храма и
милостиво дарует даршан всем падшим
живым существам. Существует множество сладостных лил, которые всевозможным образом описаны в грантхах наших ачарьев, а
также в Пуранах. Из года в год мы
обсуждаем, сколько любви и нежности Джаганнатхадев дарит обусловленным дживам.
Господь Джаганнатха является патита-паваной,
спасителем всех падших. Просто получив Его даршан,
вы избавитесь от всех анартх и
достигнете Вайкунтха-дхамы. Что и говорить, если вы увидите издалека Джаганнатху или
даже верхушку Его храма, вы освободитесь из этого материального мира.
Существует множество прекрасных лил о Господе Джаганнатхе. Здесь, в Берлине, мы более, чем пятнадцать лет, празднуем Ратха-ятру. Это празднование очень важно для нашей духовной жизни.
Господь
Джаганнатха идет из Своего храма в храм Гундича, который является местом
Гундича-деви, и где-то девять дней Он
там отдыхает. Гундича-деви – это имя
жены царя Индрадьюмны Махараджа. Господь являет сладостные нара-лилы, игры, подобные человеческим.
В Индии также празднуется прекрасный праздник Снана-ятра – фестиваль публичного омовения Господа Джаганнатхи, так
как в это время там очень жарко. Вы даже не можете себе представить, но температура там может достигать сорока пяти - пятидесяти градусов жары. У вас здесь сейчас двадцать два - двадцать пять
градусов, и вам уже душно. Но в Индии июнь и июль – самые жаркие месяцы. В
Матхуре и во Вриндаване температура иногда доходит до пятидесяти пяти градусов! Ночью невозможно спать, потому что дует горячий ветер. Я помню, ночью в матхурском храме
всегда было очень жарко. Где-то в семь утра вставало солнце, и через час
начиналась сильная жара.
Итак, Господь Джаганнатха являет эту лилу,
которая называется снана-ятра, публичное омовение. Он выходит из
главного мандира, но действие
происходит внутри, на территории храма. Брахманы блестяще совершают все
обряды, омывая Джаганнатху, Баладеву и Субхадру. После этого Господь
Джаганнатха являет лилу болезни. Так
как Он очень долго омывался, Господь простывает – у Него появляется насморк, температура, и болит голова. Затем происходит следующее: двадцать один день Джаганнатха никому не дает Свой даршан. Он находится внутри храма, и пуджари служат Ему. Главные ворота храма в это время закрыты.
По прошествии двадцати одного дня Господь Джаганнатха говорит: «Я чувствую некоторую слабость. Мне нужно куда-то отправиться, чтобы восстановить свое здоровье». Однако Он не указывает, куда именно. Просто упоминает: «Я должен пойти в какое-нибудь место, чтобы поправиться». Лакшми-деви спрашивает Его: «Ты собираешься идти Один?» Она очень умная и понимает, что Джаганнатха, то есть Кришна, наверняка пойдет во Вриндаван. Тогда Кришна говорит: «Хорошо, Я возьму Своего брата Баладеву и сестру Субхадру».
Так Джаганнатха, Баладева Прабху и Субхадра отправляются в путь. Это традиционная лила, которая проходит там. Но я хочу рассказать о том, какие бхавы и эмоции являл во время этой лилы Господь Шри Чайтанья Махапрабху, когда Он жил в Джаганнатха Пури. В Своем видении Он наблюдал, как Кришна отправляется из Курукшетры во Вриндаван.
Джаганнатха Пури является частью Двараки, а храм Гундича – это олицетворение Вриндавана, то есть Кришна идет из Двараки во Вриндаван, из Курукшетры во Вриндаван. Таково настроение Шри Чайтаньи Махапрабху.
Однажды в Джаганнатха Пури Шриман Махапрабху созвал всех Своих спутников и сказал: «Я хочу послужить Господу Джаганнатхе. Раз в год Он выходит из храма и отправляется в храм Гундича, остается там девять дней, после чего возвращается обратно». То есть Гундича-мандир открывается раз в год всего на девять дней, а все остальное время он пустует, и там никого нет.
Знаете, если не жить в доме, то через некоторое время там появляется столько грязи и пыли, особенно в Индии. И Махапрабху сказал: «Я хочу помыть весь Гундича-мандир, полностью вычистить его». Целый год там никого не было, поэтому там собралось много грязи и камней. Первые, кого позвал Шри Чайтанья Махапрабху, были Сарвабхаума Бхаттачарья и Каши Мишра. Господь сказал им: «Мы должны сделать уборку в храме Гундича. Устройте все для этого». Тогда Каши Мишра и Сарвабхаума Бхаттачарья обсудили все с царем Пратапарудрой, который, преисполнившись счастья, распорядился, чтобы принесли веники, глиняные горшки для воды, ведра и ткань.
Кришнадас Кавирадж Госвами описывает смирение Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь в настроении даиньи сказал: «Я хочу послужить Тхакурджи, очищая Его храм». Вначале Он стал служить всем вайшнавам. Наши Ачарьи объясняют: «Если ты хочешь служить Кришне, сначала совершай вайшнава-севу, гуру-севу, а потом уже будет служение Тхакурджи. Без милости вайшнава никто не может прийти к гуру, а без милости гуру никто не может подойти к Господу. Таков процесс. Сперва приходит милость вайшнава, вайшнава-крипа, затем милость гуру, и, наконец, милость Господа.
На следующий день рано утром Чайтанья Махапрабху созвал всех вайшнавов, предложил им гирлянды и нанес чандану, сандаловую пасту. Махапрабху учит нас, что без смирения невозможно служить Господу. Гауранга – это Сваям Бхагаван, Он не отличен от Джаганнатхи, но сейчас Он показывает нам, как совершать севу Господу. Он практикует ее Сам и, подавая образец смирения и почтения всех преданных, показывает нам, как служить гуру и вайшнавам.
Сварупа Дамодара, Сарвабхаума Бхаттачарья и другие вайшнавы, которые были очень близки Махапрабху, в окружении сотен преданных отправились мыть храм Гундича. Как я уже сказал, никто целый год не убирался в том храме. Вначале Господь собрал самые большие камни, и преданные сделали то же самое.
Затем Шри Чайтанья Махапрабху начал подметать полы храма. Он совершал лилу как ачарья-гуру. Кто такой гуру? Это тот, кто сам практикует, совершает бхаджан и садхану, показывая другим, как нужно служить Господу. Об этом говорится в «Чайтанье-чаритамрите»:
апани ачари прабху дживере шикхайа
апани на каиле дхарме шикхана на йайа
[Ведя жизнь в строгом соответствии с дхармой, Господь тем самым учил джив, что тот, кто сам не следует дхарме, не может учить ей других.]
Господь Шри Чайтанья Махапрабху Сам служил и мыл этот храм. Кто такой Джаганнатха? Это тот, кто управляет всей Вселенной. Тысячи и тысячи Лакшми, полубоги и полубогини служат Ему. Брахма, Шива поклоняются Ему и предлагают пранамы. И вот этот Самый Господь Чайтанья Махапрабху, тот же Джаганнатха, брал в руки метлу и Сам все подметал.
Обусловленные дживы не знают, как служить Господу. Они делают это в соответствии со своим воображением: «О, мне хочется так послужить, или сделать вот это». Нет, вы должны служить Господу под руководством гуру и вайшнавов, гуру-анугатья-сева. Без их руководства вы не сможете правильным образом выполнять служение. Без анугатьи гуру, Кришны, шастр, шрути, Вед, Пуран, Упанишад, вы можете подумать: «Я – атьянтики-бхакта, и мне не нужно никаких правил и предписаний. Я буду действовать так, как захочу!» Но на самом деле это не бхакти. Бхакти – это когда ты служишь Господу под руководством гуру и вайшнавов.
Очищая храм, Махапрабху ходил от одного преданного к другому и смотрел, как они служат. Кто-то из преданных мог подумать: «Здесь так много людей. Я могу немножко послужить, а потом спрятаться за кого-нибудь, и никто меня не заметит». Таков признак обусловленной души. Они не хотят совершать севу, иногда служат, а иногда нет.
Существует шесть видов адхама-севаков. Адхама – это бесполезные севаки. Среди них есть один вид, называемый ким экаки, что означает «разве я здесь один?». Например Гурудев говорит: «Нужно сделать здесь уборку». А ученик отвечает: «О Гурудев! Почему ты все время мне это говоришь? В этом храме так много севаков. Я здесь не один, кто-нибудь другой может это сделать».
А другие ученики прячутся, не желая служить. Они берут джапа-малу и начинают болтать: «Харе Кришна! Как дела? Харе Кришна! Что ты тут делаешь?» С утра до вечера они не могут пройти сто восемь бусин одного круга. Они держат в руках четки, слоняются туда-сюда, и совсем не повторяют святые имена.
Есть одна история об этом. Однажды Гурудев, которому было около девяноста лет, сказал ученику: «Я сегодня немного болен, пожалуйста, проведи мангала-арати». Ученик ответил: «Гурудев, в своих лекциях ты всегда говорил нам, что харинама превыше всего». На бенгали есть определение наме ачи. Это означает, что если кто-то приходит, я начинаю повторять, а если никого нет, я могу просто поспать. Если кто-то вновь появляется, я опять беру джапа-малу.
Гурудеву ничего не оставалось, как самому провести мангала-арати. После этого Он сказал ученику: «Пожалуйста, приготовь что-то для Тхакурджи. Я сегодня не очень хорошо себя чувствую. У меня поднялась температура». Ученик вновь повторил: «О Гурудев, наме ачи (я повторяю святые имена)!» И что делать Гурудеву? Он сам приготовил все для Тхакурджи, предложил, и в полдень обратился к своему севаку: «О мой ученик, приходи принять прасад». На этот раз тот ответил: «Да, утром я не следовал Вашим наставлениям, но сейчас я это сделаю и приму прасад».
Таков глупый, никчемный севака, адхама-севака. Понимаете? В Кали-югу повсюду такие «севаки». У них нет вкуса к повторению святых имен, и полностью отсутствует настроение служения, или они служат в соответствии со своим личным мнением. Но необходимо совершать севу под руководством указаний шастр, гуру и вайшнавов. На бенгали такое неправильное служение называется ман-мани-сева, т.е. просто от ума.
Господь Шри Чайтанья Махапрабху видел, что кто-то брал веник, но не подметал, или делал это недобросовестно, оставляя грязь. Тогда Он шел к ним и очень сладостно говорил: «О, ты делаешь очень хорошее служение, ты такой молодец!» Это означало, что его служение неидеально. Такие преданные расстраивались после этого, чувствуя себя неловко, и Махапрабху объяснял, как надо правильно служить.
Затем Господь Шри Чайтанья громко сказал: «Я хочу проверить, кто как служил. Каждый должен собрать очень много мусора!» В итоге у Самого Господа оказалось его больше всего. Лучшее служение совершает тот, кто делает это старательно и с большими усилиями.
Как уже говорилось, сначала Махапрабху убрал все камни, после чего два или три раза подмел пол, тщательно очищая его от пыли. Затем Он сказал: «Несите воду». Преданные принесли много воды из Индрадьюмна-саровары. Они тщательно вымыли храм снизу доверху, не оставляя ни пятнышка грязи. А то место, где восседает Господь Джаганнатха, Махапрабху омыл собственными руками. Так весь храм был очищен.
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами замечательным образом описал, как Господь Шри Чайтанья Махапрабху очищал храм Гундича. Эта лила очень поучительна для нас. Нам надо понять, что если наше сердце преисполнено анартх, нежелательных вещей, таких как вожделение, гнев, зависть, то как возможно, чтобы Господь проявился в нем? Сначала нужно очистить его, и только тогда Господь войдет в него.
В первой шлоке «Шишташтаки» Господь Шри Чайтанья Махапрабху объясняет:
чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
[Победа повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри-кришнa-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь Дивья Сарасвати, супруги Господа, являющей божественное знание в сердцах преданных. Оно постоянно увеличивает океан духовного блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте. Святое имя Шри Кришны приносит полное утешение и очищение душе и телу. ]
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Берлин, 6 июня 2014