Шри Шри
Гуру Гауранга Джаятах!
Дорогие преданные, примите наши смиренные поклоны.
Сегодня, в день явления Господа Рамачандры мы решили подготовить необычную Хари-катху. Господь невероятно счастлив, когда прославляют Его преданных, и поэтому мы взяли отрывок из лекции Шрилы Гурудева о необыкновенных качествах и служении Шри Лакшмана.
Сегодня, в день явления Господа Рамачандры мы решили подготовить необычную Хари-катху. Господь невероятно счастлив, когда прославляют Его преданных, и поэтому мы взяли отрывок из лекции Шрилы Гурудева о необыкновенных качествах и служении Шри Лакшмана.
Шри Лакшман посвятил всю жизнь служению Своему Иштадеву Рамачандре. Он является
братом Господа, самим Баладевой Прабху. Лакшмана и Раму невозможно разделить.
Там, где есть Лакшман, присутствует и Рама, и наоборот. Это как предмет и его тень. Одно невозможно отделить от другого.
Когда Рама отправился в изгнание, Лакшман последовал за Ним. Кайкеи попросила Дашаратху Махараджа, чтобы тот изгнал Раму в лес на четырнадцать лет, но она ничего не сказала о Лакшмане и Сите-деви. Сита-деви последовала за Господом Рамачандрой по своему желанию, так как она была целомудренной женой. Согласно ведической культуре жена повсюду следует за мужем. Но почему Лакшман отправился вместе с ними? Потому что в его сердце живет огромная любовь и привязанность к своему старшему брату Рамачандре.
В кришна-лиле можно наблюдать подобное: где Кришна, там и Баладева Прабху. Они живут во Вриндаване, но когда Кришна покидает Врадж и отправляется в Матхуру, вместе с Ним идет и Баладева Прабху. Когда Кришна уходит в Двараку, Его брат вновь следует за Ним. Понимаете? У Баладевы есть только одно умонастроение – кришна-севака-абхиман, Он - слуга Кришны. Даже несмотря на то, что Он является бхагавата-таттвой, Он всегда следует за Кришной и так же совершает танец раса.
В чайтанья-лиле Кришна нисходит как Господь Чайтанья Махапрабху, а Баладева приходит как Нитьянанда Прабху.
В рама-лиле Баладева Прабху является Лакшманом, который всюду следует за Рамачандрой в течение
четырнадцати лет их ссылки в лесу. Его служение брату несравненно.
Гуру-сева и бхагавата-сева не так-то просто даются. Это не обычные вещи.
Итак, почему же Лакшман отправился с Господом Рамой в лес? Потому что он был Его севакой, слугой. Когда Лакшман убил Индраджита, сына Раваны, все полубоги и полубогини одаривали Его своей милостью. С райских планет они сыпали цветы и восклицали: «Джай! Шри Лакшман ки джай! Шри Сита-Рамачандра ки джай!
У Индраждита было одно благословение – его мог убить только тот, кто в течение четырнадцати лет не будет принимать никакой пищи, не сомкнет глаз и не посмотрит на женщину. Рамачандра – это Сам Бхагаван, Верховная Личность Бога, Он в действительности знает все. Но Он пришел в недоумение, будто ничего не знает, и спросил у Лакшмана: «Послушай, как это возможно, чтобы ты в течение четырнадцати лет ничего не ел, не спал и не видел лиц женщин?» Лакшман подтвердил: «О, бхай, брат, я на самом деле все это время ничего не ел, не спал и не смотрел на женщин». Как это удалось Лакшману, ведь Он каждый день приносил из леса фрукты и коренья, и Рама при этом готовил три тарелки: для себя, Своей жены Ситы и Лакшмана?
Рамачандра продолжал допытываться: «Я накладывал фрукты и на твою тарелку. Разве ты ничего не принимал?»
Когда Рама отправился в изгнание, Лакшман последовал за Ним. Кайкеи попросила Дашаратху Махараджа, чтобы тот изгнал Раму в лес на четырнадцать лет, но она ничего не сказала о Лакшмане и Сите-деви. Сита-деви последовала за Господом Рамачандрой по своему желанию, так как она была целомудренной женой. Согласно ведической культуре жена повсюду следует за мужем. Но почему Лакшман отправился вместе с ними? Потому что в его сердце живет огромная любовь и привязанность к своему старшему брату Рамачандре.
В кришна-лиле можно наблюдать подобное: где Кришна, там и Баладева Прабху. Они живут во Вриндаване, но когда Кришна покидает Врадж и отправляется в Матхуру, вместе с Ним идет и Баладева Прабху. Когда Кришна уходит в Двараку, Его брат вновь следует за Ним. Понимаете? У Баладевы есть только одно умонастроение – кришна-севака-абхиман, Он - слуга Кришны. Даже несмотря на то, что Он является бхагавата-таттвой, Он всегда следует за Кришной и так же совершает танец раса.
В чайтанья-лиле Кришна нисходит как Господь Чайтанья Махапрабху, а Баладева приходит как Нитьянанда Прабху.
Итак, почему же Лакшман отправился с Господом Рамой в лес? Потому что он был Его севакой, слугой. Когда Лакшман убил Индраджита, сына Раваны, все полубоги и полубогини одаривали Его своей милостью. С райских планет они сыпали цветы и восклицали: «Джай! Шри Лакшман ки джай! Шри Сита-Рамачандра ки джай!
У Индраждита было одно благословение – его мог убить только тот, кто в течение четырнадцати лет не будет принимать никакой пищи, не сомкнет глаз и не посмотрит на женщину. Рамачандра – это Сам Бхагаван, Верховная Личность Бога, Он в действительности знает все. Но Он пришел в недоумение, будто ничего не знает, и спросил у Лакшмана: «Послушай, как это возможно, чтобы ты в течение четырнадцати лет ничего не ел, не спал и не видел лиц женщин?» Лакшман подтвердил: «О, бхай, брат, я на самом деле все это время ничего не ел, не спал и не смотрел на женщин». Как это удалось Лакшману, ведь Он каждый день приносил из леса фрукты и коренья, и Рама при этом готовил три тарелки: для себя, Своей жены Ситы и Лакшмана?
Рамачандра продолжал допытываться: «Я накладывал фрукты и на твою тарелку. Разве ты ничего не принимал?»
- О, брат, Ты вручал мне эти фрукты, но никогда не давал наставления, что я
могу их принимать в пищу.
- Ну ладно, а как так получилось, что ты четырнадцать лет не спал?
- Я не спал, потому что днем все время служил тебе - собирал
фрукты, коренья, хворост и так далее, а ночью с луком и стрелами охранял
вас от воров, бандитов, свирепых животных, ведьм, демонов и всех остальных.
- Ну хорошо. А как возможно, что ты не видел лиц женщин, ведь Моя супруга Сита-деви всегда была со Мной? Разве ты не видел Ее лица?
- Да, все четырнадцать лет я получал только даршан Ее
лотосных стоп и никогда не смотрел Ей в лицо.
Здесь может возникнуть вопрос, как Лакшман смог отрубить нос и уши демонице Шурпанакхе, не видя ее лица? Когда демоница приблизилась к хижине, где жили Сита и Рама, то увидев Рамачандру, она пленилась Его красотой. Это правда. Если мы получим даршан Господа Рамы, то будем опьянены его невероятно красивым обликом. Шурпанакха тут же проявила образ молодой привлекательной девушки и, подойдя к Раме, сказала: «Послушай, Ты очень красив и молод, я тоже молода и прекрасна. Давай поженимся». Рама ответил: «Извини, Я не могу взять тебя в жены, потому что у меня уже есть жена, Сита». Он направил ее к Своему брату, говоря: «Отправляйся к Лакшману, это мой брат. У Него сейчас нет жены и, возможно, Он примет тебя». Являясь братом Рамачандры, Лакшман также отличается удивительной красотой. Он необыкновенно привлекателен, и потому Шурпанакха подошла к Нему и сказала: «О, Лакшман, возьми меня в жены». Лакшман ответил: «Я не могу взять тебя в жены, потому что я слуга Своего брата. У меня нет времени, Я постоянно в служении. И если Я возьму тебя в жены, это будет означать, что ты тоже станешь служанкой». Тут Шурпанакха подумала: «Нет, нет, я же сестра Раваны! Как я могу быть служанкой!?» Лакшман продолжал: «Ну, хорошо, иди к Раме, может Он все-таки возьмет тебя в жены». Она снова подошла к Господу с тем же вопросом, и Рама ответил ей: «Послушай, Я дал обет эка-патни-врата-дхари. Это значит, что в Моей жизни будет только одна жена, и она у меня уже есть. Это Сита-деви».
Шурпанакха поняла, что Сита-деви является для нее препятствием. «Я должна буду убить Ситу, и тогда Рама легко примет меня в жены», - подумала она и проявила свой изначальный образ демоницы. С угрожающим ревом Шурпанакха направилась к хижине, где была Сита-деви. Рамачандра дал сигнал Лакшману, чтобы тот достал меч и отрубил Шурпанакхе нос и уши.
Возникает вопрос - как Лакшман смог отрубить нос и уши этой демоницы, не увидев ее лица? Ответ таков: Лакшман тоже является бхагавата-таттвой, поэтому он обладает всеми видами мистического оружия. Ему не обязательно сражаться физически. Можно сказать, что Он отрубил нос и уши Шурпанакхи мистическим мечом. Нос является показателем красоты человека. Если он неправильной формы, то лицо уже не кажется привлекательным. Отрубив нос Шурпанакхе, Лакшман ударил ее в самое больное место, ведь никто не возьмет в жены уродливую девушку, у которой нет носа.
На самом деле этому поступку есть объяснение. Господь Рама – Бхагаван, Он исполняет желания всех. Поскольку Он не смог принять Шурпанакху в рама-лиле, то пообещал это сделать в кришна-лиле. Шурпанакха в кришна-лиле пришла в образе Кубджи. Встретившись с ней, Кришна исполнил ее желание. Бхагаван, как и вайшнавы, является ванчха-калпа-тару. А чистый преданный, шуддха-бхакта, знает сердце каждого. Он подобен древу, исполняющему желания. Не нужно даже просить его, он и так все знает. Поэтому каждый день мы воспеваем вайшнава-пранама мантру:
"Я в почтении склоняюсь перед Вайшнавами, спасителями падших душ. Они
подобны древу желаний и безграничному океану милосердия".
Вайшнав означает шуддха-бхакта, и он является ванчха-калпа-тару, древом исполняющим все желания. Вы можете не верить в это, но это так. Стоит вам обратиться: «О, Гурудев, у меня такая-то проблема», - как он даст благословения, и все разрешится. Все проблемы уйдут, если вы будете принимать всего одно лекарство – повторение святого имени:
Шастры гласят - просто садитесь перед Вайшнавом. Не важно, понимаете ли вы то, о чем он говорит или нет, он знает ваше сердце и исполнит ваши желания.
Итак, Лакшман сказал: «Да, мой брат, четырнадцать лет я ничего не ел, не спал, и не видел лиц женщин». Именно поэтому Лакшман обладал необходимыми качествами и силой, чтобы убить Индраджита. Он полностью посвятил Свою жизнь служению Рамачандре. Поэтому жители Айодхьи очень сильно любили его. Когда Сита, Рама и Лакшман вернулись из ссылки, Рама стал царем Айодхьи, а Лакшман стал помогать Ему во всем. Он постоянно был рядом и всегда находился в служении.
Таттва, или философская истина такова, что севак и Бхагаван находятся на равном уровне. Рама является Бхагаваном, а Лакшман - севаком, слугой.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 10 апреля 2014
Здесь может возникнуть вопрос, как Лакшман смог отрубить нос и уши демонице Шурпанакхе, не видя ее лица? Когда демоница приблизилась к хижине, где жили Сита и Рама, то увидев Рамачандру, она пленилась Его красотой. Это правда. Если мы получим даршан Господа Рамы, то будем опьянены его невероятно красивым обликом. Шурпанакха тут же проявила образ молодой привлекательной девушки и, подойдя к Раме, сказала: «Послушай, Ты очень красив и молод, я тоже молода и прекрасна. Давай поженимся». Рама ответил: «Извини, Я не могу взять тебя в жены, потому что у меня уже есть жена, Сита». Он направил ее к Своему брату, говоря: «Отправляйся к Лакшману, это мой брат. У Него сейчас нет жены и, возможно, Он примет тебя». Являясь братом Рамачандры, Лакшман также отличается удивительной красотой. Он необыкновенно привлекателен, и потому Шурпанакха подошла к Нему и сказала: «О, Лакшман, возьми меня в жены». Лакшман ответил: «Я не могу взять тебя в жены, потому что я слуга Своего брата. У меня нет времени, Я постоянно в служении. И если Я возьму тебя в жены, это будет означать, что ты тоже станешь служанкой». Тут Шурпанакха подумала: «Нет, нет, я же сестра Раваны! Как я могу быть служанкой!?» Лакшман продолжал: «Ну, хорошо, иди к Раме, может Он все-таки возьмет тебя в жены». Она снова подошла к Господу с тем же вопросом, и Рама ответил ей: «Послушай, Я дал обет эка-патни-врата-дхари. Это значит, что в Моей жизни будет только одна жена, и она у меня уже есть. Это Сита-деви».
Шурпанакха поняла, что Сита-деви является для нее препятствием. «Я должна буду убить Ситу, и тогда Рама легко примет меня в жены», - подумала она и проявила свой изначальный образ демоницы. С угрожающим ревом Шурпанакха направилась к хижине, где была Сита-деви. Рамачандра дал сигнал Лакшману, чтобы тот достал меч и отрубил Шурпанакхе нос и уши.
Возникает вопрос - как Лакшман смог отрубить нос и уши этой демоницы, не увидев ее лица? Ответ таков: Лакшман тоже является бхагавата-таттвой, поэтому он обладает всеми видами мистического оружия. Ему не обязательно сражаться физически. Можно сказать, что Он отрубил нос и уши Шурпанакхи мистическим мечом. Нос является показателем красоты человека. Если он неправильной формы, то лицо уже не кажется привлекательным. Отрубив нос Шурпанакхе, Лакшман ударил ее в самое больное место, ведь никто не возьмет в жены уродливую девушку, у которой нет носа.
На самом деле этому поступку есть объяснение. Господь Рама – Бхагаван, Он исполняет желания всех. Поскольку Он не смог принять Шурпанакху в рама-лиле, то пообещал это сделать в кришна-лиле. Шурпанакха в кришна-лиле пришла в образе Кубджи. Встретившись с ней, Кришна исполнил ее желание. Бхагаван, как и вайшнавы, является ванчха-калпа-тару. А чистый преданный, шуддха-бхакта, знает сердце каждого. Он подобен древу, исполняющему желания. Не нужно даже просить его, он и так все знает. Поэтому каждый день мы воспеваем вайшнава-пранама мантру:
ванчха-калпа-тарубхйаш ча
крпа-синдху бхйа эва ча
патитанам паванебхйо
вайшнавебхйо намо намах
Вайшнав означает шуддха-бхакта, и он является ванчха-калпа-тару, древом исполняющим все желания. Вы можете не верить в это, но это так. Стоит вам обратиться: «О, Гурудев, у меня такая-то проблема», - как он даст благословения, и все разрешится. Все проблемы уйдут, если вы будете принимать всего одно лекарство – повторение святого имени:
Харе Кришна Харе
Кришна Кришна Кришна Харе Харе,
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Шастры гласят - просто садитесь перед Вайшнавом. Не важно, понимаете ли вы то, о чем он говорит или нет, он знает ваше сердце и исполнит ваши желания.
Итак, Лакшман сказал: «Да, мой брат, четырнадцать лет я ничего не ел, не спал, и не видел лиц женщин». Именно поэтому Лакшман обладал необходимыми качествами и силой, чтобы убить Индраджита. Он полностью посвятил Свою жизнь служению Рамачандре. Поэтому жители Айодхьи очень сильно любили его. Когда Сита, Рама и Лакшман вернулись из ссылки, Рама стал царем Айодхьи, а Лакшман стал помогать Ему во всем. Он постоянно был рядом и всегда находился в служении.
Таттва, или философская истина такова, что севак и Бхагаван находятся на равном уровне. Рама является Бхагаваном, а Лакшман - севаком, слугой.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 10 апреля 2014