Существует легенда о двух братьях, которые около пятидесяти лет
совершали бхаджан и садхану на берегу Радха-кунды и были преданы только
Шримати Радхике.
Однажды враджаваси сказали младшему брату: «Мы собираемся в Двараку, если хочешь, можешь пойти с нами». Младший брат подумал: «Много лет я совершаю бхаджан и садхану у Радха-кунды и больше нигде не был, может быть, я могу пойти в Двараку». Итак, он отправился с ними в Двараку совершать паломничество и пробыл там один или два месяца. В Двараке есть место, где люди носят клеймо Рукмини (тапта-мудра). Это шанкха (раковина) и чакра (диск). Золотые штампы с их изображением сначала нагревают, а потом наносят на оба плеча – чакру ставят на правое плечо, а шанкху – на левое. Через два месяца он вернулся на Радха-кунду и попытался медитировать на Шримати Радхику, но его ум был очень обеспокоен. Он не мог сосредоточиться на своей мантре и пожаловался старшему брату: «После того, как я вернулся из Двараки, мне стало очень трудно сосредоточить ум на Шримати Радхике. Такого со мной раньше не случалось – я был здесь, на Радха-кунде, и каждый день повторял святое имя и множество став и стути, прославляющих Шримати Радхику. С тех пор, как я вернулся из Двараки, мой ум стал очень беспокойным, он гуляет здесь и там, и я не могу повторять святое имя и мои мантры должным образом». Старший брат ответил: «Когда ты ушел в Двараку, Шримати Радхика исключила тебя из Своей группы».
Услышав это, младший брат почувствовал сильную разлуку со Шримати Радхикой и в огне разлуки (вираха-агни) оставил тело.
Таким образом, шастры объясняют, что садхака должен быть однонаправленным в своей преданности Шримати Радхике.
Шрила Бхактивинода Тхакур также указывает на этот момент и дает наставления совершать бхаджан и садхану под руководством враджа-гопи.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами утверждает:
гопи-анугатйа вина аишварйа-джнане
бхаджилеха нахи пайа враджендра-нандане
(Ч.-ч., Мадхья, 8.230)
«Не следуя по стопам гопи, невозможно обрести служение лотосным стопам Шри Кришны, сына Нанды Махараджа. Тот, кто преисполнен знания о величии Господа, не сможет достичь лотосных стоп Господа Кришны, даже если преданно служит Ему».
тахате-дриштанта – лакшми карила бхаджана
татхапи на паила врадже враджендра-нандана
(Ч.-ч., Мадхья, 8.231)
«Негласный пример тому – богиня процветания, которая поклонялась Господу Кришне, чтобы войти в Его игры во Вриндаване, но из-за своей привязанности к роскошной жизни не смогла служить Ему там».
Если вы хотите совершать бхаджан и садхану во Врадже, вы должны следовать наставлениям определенной враджа-гопи. Не находясь под руководством враджа-гопи, вы не сможете войти во Врадж, т.е. погрузиться в мадхурья-бхакти, любовное преданное служение Шримати Радхике. Лакшми-деви совершала суровые аскезы во Вриндаване, но не смогла войти в раса-лилу. Почему? Потому что она не хотела следовать по стопам враджа-гопи (гопи-анугатья).
Олицетворенные Веды, Пураны, Упанишады, шрути, «Гопала-тапани-упанишады» и другие обрели враджа-гопи-прему, поскольку следовали наставлениям гопи.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Kнигa «Сокровища сердца», глава 5