Шри Шри Гуру Гауранга Джаятах!
Дорогие преданные, примите, пожалуйста, наши смиренные поклоны.
Представляем вашему вниманию Хари-катху Шрилы Гурудева о выдающейся жизни великого Ачарьи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.
Дорогие преданные, примите, пожалуйста, наши смиренные поклоны.
Представляем вашему вниманию Хари-катху Шрилы Гурудева о выдающейся жизни великого Ачарьи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.
Господь Чайтанья Махапрабху
является Самим Бхагаваном, но несмотря на это Он проповедовал нама-саркитану
при помощи Своих спутников. С помощью Сварупа Дамодары, Рая Рамананды,
Адвайты Ачарьи, Нитьянанды Прабху, Шриваса Пандита и других Махапрабху
распространял славу святого имени по всему миру.
Шрила Бхактивинода Тхакур также размышлял, что для того чтобы проповедовать шуддха-бхакти ему понадобятся помощники, и по этой причине он привлек одну из самых дорогих и ближайших спутниц Шримати Радхарани, Наяну Мани Манджари в этот мир.
Мы можем видеть, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж также проповедовал с помощью множества своих учеников. Шрила Гурудев тоже широко проповедовал при помощи своих преданных. Если не будет много последователей, то проповедь не будет успешной.
Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада явился в этот мир, на его теле было множество благоприятных символов: 12 знаков тилаки, пуповина, обвивающая тело, как священный шнур, и другие.
Когда ему было несколько месяцев, состоялась Ратха-ятра. Во время шествия колесница Господа Джаганнатхи остановилась прямо напротив дома Бхактивиноды Тхакура и стояла там около трех дней. Царь Джаганнатха Пури с помощью лошадей и слонов пробовал сдвинуть колесницу, но все попытки были безуспешными. Через три дня Бхактивинода Тхакур вынес своего маленького сына к Господу Джаганнатхе, положил его рядом с Божеством, и тогда Бимала Прасад (имя Шрилы Прабхупады до принятия санньясы) обнял стопы Господа Джаганнатхи, а гирлянда с Божества упала прямо на шею мальчику. В тот момент колесница сдвинулась. Шрила Гурудев объяснял, что Господь Джиганнатха хотел увидеть лицо Своей вечной спутницы Наяны Мани Манджари. У Него так много любви и привязанности к Своим преданным.
Шрила Бхактивинода Тхакур также размышлял, что для того чтобы проповедовать шуддха-бхакти ему понадобятся помощники, и по этой причине он привлек одну из самых дорогих и ближайших спутниц Шримати Радхарани, Наяну Мани Манджари в этот мир.
Мы можем видеть, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж также проповедовал с помощью множества своих учеников. Шрила Гурудев тоже широко проповедовал при помощи своих преданных. Если не будет много последователей, то проповедь не будет успешной.
Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада явился в этот мир, на его теле было множество благоприятных символов: 12 знаков тилаки, пуповина, обвивающая тело, как священный шнур, и другие.
Когда ему было несколько месяцев, состоялась Ратха-ятра. Во время шествия колесница Господа Джаганнатхи остановилась прямо напротив дома Бхактивиноды Тхакура и стояла там около трех дней. Царь Джаганнатха Пури с помощью лошадей и слонов пробовал сдвинуть колесницу, но все попытки были безуспешными. Через три дня Бхактивинода Тхакур вынес своего маленького сына к Господу Джаганнатхе, положил его рядом с Божеством, и тогда Бимала Прасад (имя Шрилы Прабхупады до принятия санньясы) обнял стопы Господа Джаганнатхи, а гирлянда с Божества упала прямо на шею мальчику. В тот момент колесница сдвинулась. Шрила Гурудев объяснял, что Господь Джиганнатха хотел увидеть лицо Своей вечной спутницы Наяны Мани Манджари. У Него так много любви и привязанности к Своим преданным.
Бхактивинода Тхакур очень заботился о своем сыне Бимала Прасаде, и тот довольно быстро выучил все шастры. В своей
биографии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада написал, что он изучал
книги под руководством своего репетитора Махеш Чандры Чудамани. В особенности
он делал упор на три науки: санскрит, математику и астрономию. Астрономические расчеты Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады были совершенными. Все возвышенные, высокообразованные люди выражали ему почтение. Он был
очень искусен в астрономии и использовал при расчетах книги по бхакти, а не по карма-маргу, и поэтому величайшие ученые того времени дали ему титул
«Бхакти Сиддханта». Декан факультета астрономии Калькуттского университета Ашутош Бандха
Бандхай попросил его занять пост в этом университете, на что Шрила
Бхактиссидханта Сарасвати Прабхупада ответил: «Я пришел в этот материальный мир не для того, чтобы рассчитывать движения звезд и планет, а чтобы проповедовать миссию Господа Шри Чайтаньи Махапрабху». Но Ашутош Бандха Бандхай на это сказал: «До тех пор, пока ты будешь в этом мире, твое кресло будет свободно», и до конца своих дней держал для него это место.
Ашутош Бандха Бандхай был очень ученым и могущественным человеком. Он занимал
самый высокий пост в университете Калькутты. Шрила Бхактисиддханта Прабхупада
писал, что даже британское правительство боялось его. В то время Индией правили
англичане, и все индусы опасались британского правительства, но Ашутош Бандха
Бандхай не боялся его. По этой причине англичане дали ему титул «Королевский
бенгальский тигр». Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада описывает какой
величайшей личностью был этот человек.
Однажды Ашутош Бандха Бандхай путешествовал в первом классе поезда. Он ехал в купе с одним очень уважаемым британским офицером. Они сидели на соседних местах друг напротив друга, и когда Ашутош Бандха Бандхай задремал, англичанин взял его ботинок и выкинул в окно поезда. Когда он проснулся, то не мог найти своей обуви. И тогда он понял, что сделал этот британский офицер. Прошло несколько часов, и англичанин также уснул. Тогда Ашутош Бандха Бандхай взял пальто этого человека, и таким же образом выкинул в окно. Когда тот проснулся, он обнаружил пропажу и начал кричать: «Где мое пальто, где мое пальто?» Но Ашутош Бандха Бандхай очень смело сказал ему: «Твое пальто отправилось искать мой ботинок!» Британский офицер ничего не ответил, он испугался и сидел, не проронив ни слова.
Однажды Ашутош Бандха Бандхай путешествовал в первом классе поезда. Он ехал в купе с одним очень уважаемым британским офицером. Они сидели на соседних местах друг напротив друга, и когда Ашутош Бандха Бандхай задремал, англичанин взял его ботинок и выкинул в окно поезда. Когда он проснулся, то не мог найти своей обуви. И тогда он понял, что сделал этот британский офицер. Прошло несколько часов, и англичанин также уснул. Тогда Ашутош Бандха Бандхай взял пальто этого человека, и таким же образом выкинул в окно. Когда тот проснулся, он обнаружил пропажу и начал кричать: «Где мое пальто, где мое пальто?» Но Ашутош Бандха Бандхай очень смело сказал ему: «Твое пальто отправилось искать мой ботинок!» Британский офицер ничего не ответил, он испугался и сидел, не проронив ни слова.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Прабхупада очень внимательно изучал шастры,
такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита» и «Шримад-Бхагаватам», под руководством
Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Также он изучил все бхакти - грантхи наших
Госвами, в особенности шесть сандарбх Шрилы Дживы Госвами. Гурудев
говорил по этому поводу, что если не учить сандарбхи, то невозможно стать чистыми вайшнавами. По крайней
мере вы должны читать три произведения
Шрилы Вишванатхи Чакравартипада: «Брихад-Бхагаватамрита-кана»,
«Удджвала-ниламани-киран» и «Бхакти-расамрита-синдху-бинду». В этих трех книгах
содержится суть всех грантх наших Госвами.
Бхактисиддханта Сарасвати
Прабхупада выучил все эти писания под
руководством Бхактивиноды Тхакура. Также он изучал философию Шанкары, для того,
чтобы потом ее опровергнуть. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что если вы не
изучите шанкара-философию, тогда вы не сможете ее разгромить. Таким образом
Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада выучил всю Шанкарачарья-бхашью и затем смог ее опровергнуть. Также он изучил комментарии Рамануджачарьи,
Мадхавачарьи и Шрилы Баладевы Видьябушаны на «Веданта-сутру». Если вы не
освоите эти труды, вам никогда не удастся разбить философию майавады. По этой причине Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада изучил все грантхи наших Ачарьев.
В «Чайтанья-чаритамрите»
говорится: «Не ленись изучать таттва-сиддханту». Только будучи искусным
в таттва-сиддханте, можно
прогрессировать на духовном пути. Джива Госвамипад в своих сандарбхах объясняет:
«Таттва-сиддханта - это фундамент нашей духовной жизни. На ее основе
может вырасти прекрасный дворец раса-сиддханты».
Таттва-сиддханта и
раса-сиддханта очень взаимосвязаны. Без знания таттвы вы станете просто
сахаджиями. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорит, что всем
необходимо изучать эти шесть сандарбх Шрилы Дживы Госвами: «Таттва-сандарбху», «Бхакти-сандарбху», «Бхагават-сандарбху», «Прити-сандарбху»,
«Параматма-сандарбху» и «Кришна-сандарбху». Таким образом Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада выучил все сандарбхи под
руководством Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Также его отец дал ему харинама-мантру, нрисимха-мантру и курма-мантру. Бхактисиддханта
Сарасвати Прабхупада стал настолько ученым, что был подобен льву. Он нападал на
майавади и выступал против них.
В одной из своих лекций Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сказал: «Мой Гурудев был подобен льву! Он прыгал на майавади, философов Шанкары, и выступал против них. Когда он видел людей с тремя линиями на лбу, обозначающими их принадлежность к майаваде, он бросался на них и громил всю их философию в пух и прах». Если он видел кого-нибудь из философов Шанкары, то очень смело спрашивал: «Почему ты говоришь, что у Господа нет формы?» Все учение Шанкары построено на том, что у Бога нет трансцендентного образа. Они говорят, что безличный Брахман - это джива, а джива - это Брахман, что есть одна абсолютная истина - Брахман, а все дживы иллюзорны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада всегда проповедовал против этой философии.
В одной из своих лекций Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сказал: «Мой Гурудев был подобен льву! Он прыгал на майавади, философов Шанкары, и выступал против них. Когда он видел людей с тремя линиями на лбу, обозначающими их принадлежность к майаваде, он бросался на них и громил всю их философию в пух и прах». Если он видел кого-нибудь из философов Шанкары, то очень смело спрашивал: «Почему ты говоришь, что у Господа нет формы?» Все учение Шанкары построено на том, что у Бога нет трансцендентного образа. Они говорят, что безличный Брахман - это джива, а джива - это Брахман, что есть одна абсолютная истина - Брахман, а все дживы иллюзорны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада всегда проповедовал против этой философии.
Однажды он подумал, что ему
необходимо принять дикшу у возвышенного гуру. Как раз в то время к Шриле Бхактивиноде Тхакуру каждый день приходил Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж. У них было столько любви и привязанности друг к другу. Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи был полностью отречен от всего материального. Шрила Прабхупада понял, что он является маха-бхагаватой, и попросил у него дикша-мантры,
на что тот ответил: «Ты такой ученый и образованный человек. Как
возможно, чтобы ты принял от меня посвящение?
У меня нет ни образования, ни качеств. Я даже не могу ничего
написать на бумаге, потому что абсолютно безграмотный». Но Шрила Бхактисиддханта
Сарасвати Прабхупада все же молил его: «Пожалуйста, я не смотря ни на что хочу
принять у Вас прибежище». Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж трижды
отвергал его.
Это похоже на то, как Шрила Нароттама дас Тхакур просил посвящения у Шрилы Локанатхи даса Госвами. Тот его отвергал, но в итоге даровал ему мантры.
Итак, после отказов Шрилы Гоура Кишора даса Бабаджи, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал: «Если он не даст мне инициацию, то я даже капли воды не выпью». После этого Бхактивинода Тхакур попросил Шрилу Гоура Кишор даса Бабаджи Махараджа: «Пожалуйста, дай ему дикшу, иначе этот мальчик просто умрет». Шрила Бабаджи Махарадж ответил: «Если Нитай разрешит, тогда я дам ему мантры и приму своим учеником. Иначе нет».
На следующий день как обычно Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж пришел к Шриле Бхактивиноде Тхакуру, и тот поинтересовался: «Ну что, ты спросил у Нитая разрешение? - О, я забыл об этом». Еще через день Бхактивинода Тхакур опять спросил: «Ну что, ты сказал что-нибудь Нитаю?» И тогда Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж ответил: «Да, Нитьянанда дал мне разрешение. Я дам этому мальчику посвящение». Так Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада принял дикша-мантры от Шрилы Гоура Кишоры даса Бабаджи Махараджа.
Мы поем в его пранаме-мантре: шри-варшабханави-деви-дайитайа - он является очень дорогой и близкой служанкой Шримати Радхики. В одном из своих бхаджанов Шрила Сарасвати Тхакур как раз говорит об этом. Здесь варшабханави означает дочь Вришабхану Махараджа, дайитайа значит «очень дорогой», а даса - слуга. Варшабханави-деви-дайитайа-даса - так он себя называл.
Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж однажды сказал: «Я даю тебе благословение, что ты будешь проповедовать шуддха-бхакти по всему свету, и беру на себя всю ответственность». В этом контексте Шрила Гурудев объяснял: «Гуру может взять за ученика ответственность именно тогда, когда тот полностью предастся ему подобно викрита-пашу - проданному животному. Понимаете? Если вы кому-то продаете корову или другое животное, то оно уже не будет вам принадлежать, став собственностью того, кто купил ее у вас. И когда ученик думает, что его Гуру это чистый преданный, тогда бхакти-деви естественным образом проявляется в его сердце. Об этом же говорил и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в своих комментариях к «Шри Упадешамрите» - если гуру истинный, и ученик считает, что его Гурудев это шуддха - бхакта, тогда чистая преданность непременно придет в его сердце.
Шрила Гурудев очень подробно и ясно объяснял гуру - таттву, особенно то, что приводится в седьмом и восьмом стихе «Гурваштаки». Когда ученик будет думать, что его гуру неотличен от Самого Господа, только тогда он сможет развить бхакти в своем сердце. Таким же образом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада полностью предался Шриле Гоура Кишору дас Бабаджи Махараджу и получил всю его милость. Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада на тот момент был Бимала-Прасадом Брахмачари, и он прекрасно проповедовал, а также установил храм в Маяпуре. В то время с ним было только несколько брахмачари. Одним из них был Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, который на тот момент был Винод-бихари брахмачари, а также другие брахмачари.
Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада решил установить шестьдесят четыре храма по всей Индии, которые бы символизировали 64 анги преданного служения. Тетя Винод-бихари Брахмачари сказала: «Ты похож на человека, который лежит на земле и воображает, что он царь. У тебя нет ни денег, ни помощников, ни брахмачари. Каким образом ты сможешь построить столько храмов?» И Шрила Прабхупада сказал: «Винод-бихари Брахмачари поможет мне, и с его помощью я выполню эту миссию. Через некоторое время очень быстро к нему присоединились все его вечные спутники, и с их помощью он начал широко проповедовать по всей Индии против майавади и последователей миссии Рама-Кришна.
Самым первым храмом, который построил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада был Баг-базар Гаудия Матх в Калькутте. Когда он просил благословения у своего учителя Шрилы Гоура Кишоры даса Бабаджи Махараджа по поводу установления первого матха, Бабаджи Махарадж ответил ему: «Ни в коем случае не отправляйся в место Кали – Калькутту!» Но что сделал Шрила Прабхупада? Он тут же поехал в Калькутту и построил там храм. К нему присоединились Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Вивек Бхарати Госвами Махарадж и многие другие возвышенные личности, которые проповедовали по всей Индии. Тогда же к нему пришел и Абхай Чаран Де, который впоследствии стал Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, и он также очень помогал своему Гурудеву в проповеди.
Однажды Винод-бихари Брахмачари, который затем стал Шрилой Бхактипрагьяной Кешавой Госвами Махараджем, отправился к Шриле Гоура Кишору дасу Бабаджи Махараджу, который дал свои благословения этому брахмачари, чтобы тот смог проповедовать шуддха-бхакти. Через несколько лет, когда Шрила Гоур Кишор Дас Бабаджи Махарадж оставил этот мир, его так называемые ученики, неистинные последователи, попытались привязать его ноги к лошади и проволочь по земле Навадвипы, потому что перед уходом Шрила Бабаджи Махарадж в очень смиренном настроении сказал: «За свою жизнь я не совершал ни бхаджана, ни садханы и ни разу не дотронулся до пыли Навадвипа-дхамы. Когда я оставлю свое тело, протащите его по земле Навадвипы, чтобы оно полностью искупалось в этой святой пыли. Тогда моя судьба увенчается успехом».
Бабаджи не осознали всего смирения, которое было у их гуру, и поэтому они хотели совершить это ужасное действие. Но в тот момент пришел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и в очень гневном настроении сказал, чтобы они не смели этого делать. Он очень строго обратился к ним: «Вы не являетесь его учениками, глупые негодяи! Только я один его ученик». На что те отвечали: «О, ты просто какой-то брахмачари. Как ты можешь положить нашего Гурудева в самадхи? Мы же санньяси-бабаджи, и только мы можем это сделать». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал: «Вы не санньяси и не бабаджи, а просто глупые негодяи. Если вы хотя бы год держали брахмачарию, целибат, только тогда вы смогли бы дотронуться до лотосных стоп Шрилы Гоура Кишоры даса Бабаджи. А иначе обратитесь в пепел!»
Услышав это, большая часть бабаджи разбежалась. Тогда Шрила Прабхупада спросил: «Кто хотя бы полгода держал обет брахмачарии?» Ушла еще какая-то часть людей. Затем он сказал: «Хотя бы неделю или один день?» В итоге все разбежались. Затем Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сам взял трансцендентное тело своего Гурудева и возложил его в самадхи на берегу Ганги. И в том же месте перед самадхи, напротив фото его Гуру, Шрила Прабхупада принял санньясу, а также обрел имя Бхактисиддханта Сарасвати.
Шрила Прабхупада очень широко проповедовал. В особенности он выступал против философии майавады и буддистов. Также он выражал свой протест против смарта-брахманов, которые пытались управлять обществом с помощью своего главенствующего положения. Он говорил: «На самом деле вы не являетесь брахманами, потому что принадлежность к варне дается не по рождению, а по деяниям». Он также обсуждал дайва-варнашрама-дхарму. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»:
«Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии».
(Ш.-Б., 7.11.35)
В этой шлоке описывается, что в соответствии с качествами человека он может отнести себя к той или иной варне или ашраму. Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорил: «Сыновья брахманов не могут называтся брахманами, если у них нет соответствующих качеств».
Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он разделил всех по их качествам и деяниям, и в соответствии с этим они будут принадлежать к определенной варне и ашраму. У Ришабхадева было сто сыновей, но кто-то из них стал кшатрием, кто-то брахманом, а некоторые стали шуддха-бхактами, вайшнавами. Несмотря на то, что сам он был кшатрием, его сыновья в количестве восемьдесяти одного были смарта–брахманами, а девять других стали нава-йогендрами, чистыми преданными. Будучи детьми кшатрия, они достигли уровня шуддха-бхакти и стали вайшнавами. Еще девять сыновей Ришабхадева стали кшатриями и правили девятью островами, нава-кханда, а последним из них был Бхарата Махарадж, который стал царем всей Бхарата-варши.
Так Шрила Бхактисиддханта Прабхупада объяснил, что сын брахмана не обязательно будет брахманом, так же как сын врача не станет врачом, если у него не будет на то соответствующих качеств и образования. Кто является брахманом? – тот, кто обладает брахма-гьяной, или нама-брахмой. Харидас Тхакур – это совершенный брахман, а брахман – это чистый вайшнав. Тот, кто повторяет святые имена, является брахманом, вайшнавом. На самом деле вайшнавы более возвышены, чем брахманы. Шрила Прабхупада цитировал множество шлок на эту тему, после чего смарта-брахманы очень гневались на него и даже пытались убить.
В биографии Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа описывается случай, как однажды во время Навадвипа-парикрамы смарта-брахманы покушались на жизнь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, но Винод-бихари Брахмачари самоотверженно спас его.
Шрила Прабхупада пролил свет на пять видов знания, первым из которых является пратьекша-гьяна (прямое знание, получаемое с помощью органов наших чувств), второе - парокша-гьяна (непрямое знание о райских планетах, которое мы можем получить из писаний), третье - апарокша-гьяна (знание об имперсональном Брахмане), четвертое – адхокшаджа (знание о Вайкунтхах), а пятое - апракрита - знание о трансцендентной Голоке Вриндаване. Господь Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал именно этот вид знания, апракрита–гьяну, путь рага-марга, любовь, которую враджаваси испытывают к Кришне. Шриман Махапрабху распростанял эту прему по всему миру, и Шрила Рупа Госвами описал это в шлоке, которая начинается со слов анарпита-чарим чират.
Джая Шрила Гурудева ки джай!
Шрила Прабхупада ки джай!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Скайп-катха, 22 декабря 2013
Это похоже на то, как Шрила Нароттама дас Тхакур просил посвящения у Шрилы Локанатхи даса Госвами. Тот его отвергал, но в итоге даровал ему мантры.
Итак, после отказов Шрилы Гоура Кишора даса Бабаджи, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал: «Если он не даст мне инициацию, то я даже капли воды не выпью». После этого Бхактивинода Тхакур попросил Шрилу Гоура Кишор даса Бабаджи Махараджа: «Пожалуйста, дай ему дикшу, иначе этот мальчик просто умрет». Шрила Бабаджи Махарадж ответил: «Если Нитай разрешит, тогда я дам ему мантры и приму своим учеником. Иначе нет».
На следующий день как обычно Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж пришел к Шриле Бхактивиноде Тхакуру, и тот поинтересовался: «Ну что, ты спросил у Нитая разрешение? - О, я забыл об этом». Еще через день Бхактивинода Тхакур опять спросил: «Ну что, ты сказал что-нибудь Нитаю?» И тогда Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж ответил: «Да, Нитьянанда дал мне разрешение. Я дам этому мальчику посвящение». Так Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада принял дикша-мантры от Шрилы Гоура Кишоры даса Бабаджи Махараджа.
Мы поем в его пранаме-мантре: шри-варшабханави-деви-дайитайа - он является очень дорогой и близкой служанкой Шримати Радхики. В одном из своих бхаджанов Шрила Сарасвати Тхакур как раз говорит об этом. Здесь варшабханави означает дочь Вришабхану Махараджа, дайитайа значит «очень дорогой», а даса - слуга. Варшабханави-деви-дайитайа-даса - так он себя называл.
Шрила Гоура Кишор дас Бабаджи Махарадж однажды сказал: «Я даю тебе благословение, что ты будешь проповедовать шуддха-бхакти по всему свету, и беру на себя всю ответственность». В этом контексте Шрила Гурудев объяснял: «Гуру может взять за ученика ответственность именно тогда, когда тот полностью предастся ему подобно викрита-пашу - проданному животному. Понимаете? Если вы кому-то продаете корову или другое животное, то оно уже не будет вам принадлежать, став собственностью того, кто купил ее у вас. И когда ученик думает, что его Гуру это чистый преданный, тогда бхакти-деви естественным образом проявляется в его сердце. Об этом же говорил и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в своих комментариях к «Шри Упадешамрите» - если гуру истинный, и ученик считает, что его Гурудев это шуддха - бхакта, тогда чистая преданность непременно придет в его сердце.
Шрила Гурудев очень подробно и ясно объяснял гуру - таттву, особенно то, что приводится в седьмом и восьмом стихе «Гурваштаки». Когда ученик будет думать, что его гуру неотличен от Самого Господа, только тогда он сможет развить бхакти в своем сердце. Таким же образом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада полностью предался Шриле Гоура Кишору дас Бабаджи Махараджу и получил всю его милость. Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада на тот момент был Бимала-Прасадом Брахмачари, и он прекрасно проповедовал, а также установил храм в Маяпуре. В то время с ним было только несколько брахмачари. Одним из них был Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, который на тот момент был Винод-бихари брахмачари, а также другие брахмачари.
Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада решил установить шестьдесят четыре храма по всей Индии, которые бы символизировали 64 анги преданного служения. Тетя Винод-бихари Брахмачари сказала: «Ты похож на человека, который лежит на земле и воображает, что он царь. У тебя нет ни денег, ни помощников, ни брахмачари. Каким образом ты сможешь построить столько храмов?» И Шрила Прабхупада сказал: «Винод-бихари Брахмачари поможет мне, и с его помощью я выполню эту миссию. Через некоторое время очень быстро к нему присоединились все его вечные спутники, и с их помощью он начал широко проповедовать по всей Индии против майавади и последователей миссии Рама-Кришна.
Самым первым храмом, который построил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада был Баг-базар Гаудия Матх в Калькутте. Когда он просил благословения у своего учителя Шрилы Гоура Кишоры даса Бабаджи Махараджа по поводу установления первого матха, Бабаджи Махарадж ответил ему: «Ни в коем случае не отправляйся в место Кали – Калькутту!» Но что сделал Шрила Прабхупада? Он тут же поехал в Калькутту и построил там храм. К нему присоединились Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Вивек Бхарати Госвами Махарадж и многие другие возвышенные личности, которые проповедовали по всей Индии. Тогда же к нему пришел и Абхай Чаран Де, который впоследствии стал Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, и он также очень помогал своему Гурудеву в проповеди.
Однажды Винод-бихари Брахмачари, который затем стал Шрилой Бхактипрагьяной Кешавой Госвами Махараджем, отправился к Шриле Гоура Кишору дасу Бабаджи Махараджу, который дал свои благословения этому брахмачари, чтобы тот смог проповедовать шуддха-бхакти. Через несколько лет, когда Шрила Гоур Кишор Дас Бабаджи Махарадж оставил этот мир, его так называемые ученики, неистинные последователи, попытались привязать его ноги к лошади и проволочь по земле Навадвипы, потому что перед уходом Шрила Бабаджи Махарадж в очень смиренном настроении сказал: «За свою жизнь я не совершал ни бхаджана, ни садханы и ни разу не дотронулся до пыли Навадвипа-дхамы. Когда я оставлю свое тело, протащите его по земле Навадвипы, чтобы оно полностью искупалось в этой святой пыли. Тогда моя судьба увенчается успехом».
Бабаджи не осознали всего смирения, которое было у их гуру, и поэтому они хотели совершить это ужасное действие. Но в тот момент пришел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и в очень гневном настроении сказал, чтобы они не смели этого делать. Он очень строго обратился к ним: «Вы не являетесь его учениками, глупые негодяи! Только я один его ученик». На что те отвечали: «О, ты просто какой-то брахмачари. Как ты можешь положить нашего Гурудева в самадхи? Мы же санньяси-бабаджи, и только мы можем это сделать». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал: «Вы не санньяси и не бабаджи, а просто глупые негодяи. Если вы хотя бы год держали брахмачарию, целибат, только тогда вы смогли бы дотронуться до лотосных стоп Шрилы Гоура Кишоры даса Бабаджи. А иначе обратитесь в пепел!»
Услышав это, большая часть бабаджи разбежалась. Тогда Шрила Прабхупада спросил: «Кто хотя бы полгода держал обет брахмачарии?» Ушла еще какая-то часть людей. Затем он сказал: «Хотя бы неделю или один день?» В итоге все разбежались. Затем Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сам взял трансцендентное тело своего Гурудева и возложил его в самадхи на берегу Ганги. И в том же месте перед самадхи, напротив фото его Гуру, Шрила Прабхупада принял санньясу, а также обрел имя Бхактисиддханта Сарасвати.
Шрила Прабхупада очень широко проповедовал. В особенности он выступал против философии майавады и буддистов. Также он выражал свой протест против смарта-брахманов, которые пытались управлять обществом с помощью своего главенствующего положения. Он говорил: «На самом деле вы не являетесь брахманами, потому что принадлежность к варне дается не по рождению, а по деяниям». Он также обсуждал дайва-варнашрама-дхарму. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»:
йасйа
йал лакшанам проктам
пумсо варнабхивйанджакам
йад анйатрапи дришйета
тат тенаива винирдишет
«Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии».
(Ш.-Б., 7.11.35)
В этой шлоке описывается, что в соответствии с качествами человека он может отнести себя к той или иной варне или ашраму. Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорил: «Сыновья брахманов не могут называтся брахманами, если у них нет соответствующих качеств».
Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он разделил всех по их качествам и деяниям, и в соответствии с этим они будут принадлежать к определенной варне и ашраму. У Ришабхадева было сто сыновей, но кто-то из них стал кшатрием, кто-то брахманом, а некоторые стали шуддха-бхактами, вайшнавами. Несмотря на то, что сам он был кшатрием, его сыновья в количестве восемьдесяти одного были смарта–брахманами, а девять других стали нава-йогендрами, чистыми преданными. Будучи детьми кшатрия, они достигли уровня шуддха-бхакти и стали вайшнавами. Еще девять сыновей Ришабхадева стали кшатриями и правили девятью островами, нава-кханда, а последним из них был Бхарата Махарадж, который стал царем всей Бхарата-варши.
Так Шрила Бхактисиддханта Прабхупада объяснил, что сын брахмана не обязательно будет брахманом, так же как сын врача не станет врачом, если у него не будет на то соответствующих качеств и образования. Кто является брахманом? – тот, кто обладает брахма-гьяной, или нама-брахмой. Харидас Тхакур – это совершенный брахман, а брахман – это чистый вайшнав. Тот, кто повторяет святые имена, является брахманом, вайшнавом. На самом деле вайшнавы более возвышены, чем брахманы. Шрила Прабхупада цитировал множество шлок на эту тему, после чего смарта-брахманы очень гневались на него и даже пытались убить.
В биографии Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа описывается случай, как однажды во время Навадвипа-парикрамы смарта-брахманы покушались на жизнь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, но Винод-бихари Брахмачари самоотверженно спас его.
Шрила Прабхупада пролил свет на пять видов знания, первым из которых является пратьекша-гьяна (прямое знание, получаемое с помощью органов наших чувств), второе - парокша-гьяна (непрямое знание о райских планетах, которое мы можем получить из писаний), третье - апарокша-гьяна (знание об имперсональном Брахмане), четвертое – адхокшаджа (знание о Вайкунтхах), а пятое - апракрита - знание о трансцендентной Голоке Вриндаване. Господь Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал именно этот вид знания, апракрита–гьяну, путь рага-марга, любовь, которую враджаваси испытывают к Кришне. Шриман Махапрабху распростанял эту прему по всему миру, и Шрила Рупа Госвами описал это в шлоке, которая начинается со слов анарпита-чарим чират.
Джая Шрила Гурудева ки джай!
Шрила Прабхупада ки джай!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Скайп-катха, 22 декабря 2013