атха шри-кршна-прасададжах
прасада вачикалока-дана-хардадайо харех
прасада вачикалока-дана-хардадайо харех
(Шри
Бхакти-расамрита-синдху, Восточный раздел, 3.16)
йам правраджантам анупетам апета-кртйам
дваипайано вираха-катара аджухава
путрети тан-майатайа тараво 'бхинедус
там сарва-бхута-хрдайам муним анато 'сми
«Милость Шри Кришны – причина проявления бхавы,
приходит тремя путями:
1) вачика (через речь);
2) даршана-дана (получая даршан)
3) харда (проявляясь в сердце преданного)».
Шрила Рупа Госвамипад говорит в «Шри
Бхакти-расамрита-синдху», что милость Господа Кришны приходит тремя путями: хардика,
вачика и алока-дана.
Хардика указывает на бхаву, возникающую в
сердце преданного по милости Шри Кришны. Экстатические признаки могут проявиться
в его сердце лишь от одного взгляда.
Вачика указывает на бхаву, пришедшую благодаря
словам Шри Кришны. Он дает благословения, и тогда кришна-према проявляется в
сердце преданного. Пример такой милости приводится в «Нарадия-пуране»: «О
лучший из брахманов, обрети же неуклонное бхакти ко Мне. Такое бхакти является
драгоценным камнем среди всего самого благоприятного и исполнено вечного
блаженства».
Иногда случается так, что бхакти к Господу
Кришне неожиданно проявляется в сердце человека, не совершавшего преданного
служения в прошлом. Следует понимать,
что такое спонтанное развитие преданности – это проявление особой милости Шри
Кришны или Его преданного. Это, казалось бы, случайное возникновение
экстатических чувств по беспричинной милости Кришны можно разделить на три
вида:
1) связанное с речью (вачика-данаджа бхава);
2) связанное со взглядом (алока-данаджа-бхава);
3) связанное с благими пожеланиями (харда-прасададжа
бхава).
В «Нарадия-пуране» есть утверждение о проявлении
экстатической любви благодаря произнесенным словам. Господь Кришна сказал
Нараде: «О лучший среди брахманов, Я желаю, чтобы ты развил беспримесное
преданное служение ко Мне, которое исполнено трансцендентного блаженства и
всего самого благоприятного».
В «Сканда-пуране» есть утверждение, что
любовь к Шри Кришне может родиться от одного взгляда: «Когда жители области
Джангала увидели Верховную Личность Бога, Шри Кришну, они были настолько
очарованы, что не могли отвести от Него глаз».
О том, что бхакти проявляется в сердце
благодаря благим пожеланиям, говорится в «Шука-самхите». Шри Нарада обратился к
Шриле Вьясадеве: «Твой сын – величайший преданный Личности Бога. Я вижу, что, хотя
он и не следовал никаким регулирующим принципам преданного служения, он уже
наделен всеми признаками, которые можно обрести лишь за многие и многие
рождения».
«Шримад-Бхагаватам» также обсуждает эти
темы. Брахмаджи осознал всю эту таттву по беспричинной милости Господа Кришны.
Так хардика-бхава проявилась в его сердце.
Вачика-прасада указывает на те слова Шри
Кришны, которые даруют благословения. Кришне матир асту означает:
«Пусть кришна-према проявится в твоем сердце». Если преданный получает такое
благословение, кришна-према приходит в его сердце.
Алока-дана означает получить Его даршан или
взгляд, брошенный из уголков глаз. Это очень могущественно. Когда Шрила
Шукадева Госвамипад вошел в лес, он погрузил всех в экстатическое настроение,
бросив на них взгляд из уголков глаз:
йам правраджантам анупетам апета-кртйам
дваипайано вираха-катара аджухава
путрети тан-майатайа тараво 'бхинедус
там сарва-бхута-хрдайам муним анато 'сми
(Ш.-Б., 1.2.2)
[Шрила Сута Госвами сказал]: «Я в почтении склоняюсь перед этим великим мудрецом [Шукадевой Госвами], способным проникнуть в сердце каждого. Когда он, не пройдя очищения священным шнуром и обрядов, предназначенных для высших каст, покидал свой дом, чтобы принять отречение от мира (санньясу), его отец Вьясадева, страшась разлуки с ним, воскликнул: ”О сын мой!” Но лишь деревья, переживавшие ту же боль разлуки, эхом откликнулись на возглас убитого горем отца».
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что садхака должен постоянно воспевать святые имена и служить Гуру и Вайшнавам. Тогда постепенно он войдет в бхаджан:
адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах
тато 'нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах
(Шри
Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15-16)
«Сначала должна возникнуть вера (шраддха). Затем появляется интерес к общению с чистыми преданными (садху-санга). Потом необходимо принять посвящение у возвышенного духовного учителя и под его руководством следовать практике регулируемого преданного служения (бхаджана-крия). Выполняя преданное служение под руководством духовного учителя, можно избавиться от всех нежелательных привычек (анартха-нивритти) и утвердиться в преданном служении (ништха). Тогда придет вкус (ручи) к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне, и привязанность к сознанию Кришны (асакти), которая, созрев, превратится в бхаву – предварительную стадию обретения трансцендентной любви к Богу. Истинная любовь к Господу, према, – это высочайшая совершенная стадия жизни».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Kнигa «Сокровища сердца», глава 6
Kнигa «Сокровища сердца», глава 6