Сегодня в высшей степени благоприятный день — день явления Господа Рамачандры. Сам Господь Чайтанья Махапрабху прославляет Господа Рамачандру. Вся наша гуру-парампара чтит Его. Но, в то же время, нам не следует утрачивать ништху по отношению к Радхе и Кришне. Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет, что только благодаря беспричинной милости Господа Рамачандры мы можем достичь мадхурья-бхакти, то есть, обрести божественную любовь к Шри Радхе и Кришне.
Однажды я говорил в своих лекциях, что риши и муни Дандакараньи воспевали гопала-мантру и обрели бхаву. Но затем они увидели Господа Рамачандру. Облик Рамы сравнивается с цветом молодой, свежей травы. Этот цвет темноватый, поэтому напоминает цвет тела Кришны. Муни и риши были так очарованы Господом Рамой, что в их сердцах проявились уддипаны, стимулы. Также к ним пришло желание, чтобы Рамачандра стал их мужем. Но Он ответил им: "В этой рама-лиле, в Трета-югу Я приму только одну супругу — Ситу. (Этот обет называется эка-патни-врата-дхари). Но когда Я приду в Двапара-югу в образе Кришны, то под влиянием Моей Йогамайи вы все родитесь во Врадже и станете гопи. Тогда Я исполню все ваши желания".
Шрила Вишванатха Чакравартипад очень ясно сказал, что только по беспричинной милости Господа Рамачандры можно обрести чрезвычайно редкую гопи-бхаву. Не так-то просто ее достичь. Брахма, Шива, Нарада, Уддхава — все они стремятся обрести это настроение. В санньяси-мантру вложена эта гопи-бхава, и она очень сокровенна. Только Господь Рамачандра может ее даровать, потому что Он очень милостив. Господь Рама — это воплощение всего сострадания — каруна-гана-мурти.
Шрила Рупа Госвамипад в своей книге «Лагху-бхагаватамрита» объясняет, что Кришна — Верховная Божественная Личность, а Господь Нрисимха и Рамачандра — это воплощения Кришны. Он также объясняет, что есть три категории паравастха. Паравастха — это уровень, на котором Господь проявляет Свое чрезвычайное могущество. Кришна, Господь Рамачандра и Нрисимхадев — это три воплощения, называемые паравастха. Кришна являет Свое настроение мадхурьи — любовные отношения самого возвышенного плана, что представляет из себя высочайший вид паравастхи. Господь Рамачандра также выражает Свою паравастху в образе чрезвычайного сострадания, каруньи. А Господь Нрисимхадев делает это путем демострации Своего самого возвышенного качества — бхакта-ватсальи, то есть любви к Своим преданным.
В чем разница между кришна-намой и рама-намой? Казалось бы, они идентичны. Одно из них называется тарака-брахман, а другое — парака-брахман. Тарака-брахман свойственен имени Рамы и означает обретение освобождения. А парака-брахман указывает еще и на обретение премы. Воспевание рама-намы дарует обретение тараки, то есть освобождения, но кришна-нама — это и тарака-брахман и парака-брахман. Поэтому воспевайте кришна-наму, и вы достигнете и того, и другого.
Воспевание одной тысячи имен Вишну равно одному имени Рамы, три имени Рамы эквивалентны одному имени Кришны, а повторение тысячи имен Кришны равносильно одному имени Радхи! Поэтому, какое имя вы хотите повторять больше? Радха-наму, ведь Сам Кришна воспевает его.
Итак, Господа Рамачандру называют вторым паравастхой. Почему? Потому что у Него есть праджая-ватсалья, очень глубокая любовь к Своим подданным. Господь Рама всегда неукоснительно следует всем правилам и предписаниям общества. Туласи дас в «Рама-чарита-манасе» рассказывает, что Рамачандра принял обет перед тем, как взойти на трон царя. Он пообещал, что обязательно исполнит все желания Своих подданных и готов будет пожертвовать всем ради этого". Господь Рама сказал, что царь подобен санньяси. Ведь у санньяси нет матери, отца или родственников.
Санньяса означает полное отречение от своей семьи и прекращение любых связей с ней. В шастрах говорится, что санньяси не должен возвращаться в свою родную деревню. Шри Чайтанья Махапрабху не хотел пересекать Ямуну и направляться в Маяпур, где Он родился. Он выбирал Своим направлением только Шантипур в Навадвипе. Гаурасундара не поддерживал никаких связей со Своей семьей и считал, что Его единственным отцом и матерью был гурупада-падма.
Получить данду и каупину просто. Однако принять санньясу, полностью отрекшись от всего материального, намного сложнее. Именно поэтому Господь Рамачандра сказал, что царю следует быть подобным санньяси. Когда настанет время, он должен будет оставить своих жену и детей, пожертвовать своей жизнью ради подданных. Это и есть праджая-ватсалья — глубокая любовь «старшего» к своим подданным.
Когда жители царства пожаловались Господу Рамачандре на Ситу-деви, усомнившись в ее целомудрии, то ради того, чтобы удовлетворить их, Рамачандра выслал Ситу в лес. Только посмотрите! В наше время не встретишь такого праведного царя. Господь Рама отверг Ситу-деви. Когда она вернулась в Айодхью вместе с Лавой и Кушей, тогда даже Вальмики сказал: "Сита-деви совершенно целомудренна". Тем не менее Рамачандра спросил мнения Своих подданных. И у некоторых из них появились сомнения: "Ты должен проверить ее, совершив парикшу, испытание”. Тогда Господь Рама сказал: "Да, это справедливо. Так как Я царь, и Мои подданные имеют какое-то мнение, Моя обязанность — исполнять их желания".
Шри Рамачандра радует всех людей (лока-ранджана), жителей Своего царства (праджая-ранджана). Он внедряет правила этикета в общество и Сам доподлинно следует им (марьяда-пурушоттама).
А Господь Кришна — лила-пурушоттама, совершающий сладостные несравненно прекрасные лилы с гопи. Его не заботили правила и предписания в обществе. Кришна исполнял танец раса и Ему было все равно, кто будет Его критиковать. Он заиграл на флейте, и все гопи сбежались к Нему.
Кришна-према занимает более возвышенное положение, чем любовь Рамы, дающего Свой даршан всем и каждому. Почему? Когда Кришна стоит, Его тело грациозно изогнуто в трех местах, в то время как Рамачандра стоит прямо. Если вбить гвоздь в стену прямо, то его можно легко вытащить плоскогубцами. Но если он вошел под углом, то вытащить его непросто, правда? Према Рамачандры очень прямая и простая, но кришна-према весьма изворотлива, как и Сам Кришна. Поэтому, если она войдет в сердце, то не так-то просто извлечь ее оттуда. Она примет характер Кришны, став такой же извилистой. Враджа-према всегда идет зигзагами, и вырваться из ее объятий нелегко.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Самара, 4 марта 2009