Радха-таттва очень сокровенна и не так проста для понимания, так как Шримати Радхика - это воплощение божественной любви, према-сварупа. Но не только это. Когда према полностью созревает и достигает наивысшего проявления, она называется маданакья-махабхава. Шримати Радхика - это воплощение маданакья-махабхавы. Общая масса людей не способна этого понять, поэтому они спорят на эти темы. Но вайшнавская философия гласит, что если мы какое-то время будем практиковать бхакти и слушать хари-катху, то шаг за шагом придем к пониманию того, что такое махабхава. Постепенно мы осознаем, что такое шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава и затем према, божественная любовь. Мы поймем, как она проявляется: снеха, ман, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, рудха, анирудха, мохан, мадан и маданакья-махабхава. Према проходит через эти уровни. Без общения с садху мы не сможем понять эту высшую философию.
Невозможно себе даже представить какая глубокая любовь сокрыта в сердце
Шримати Радхики. Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам» не мог вымолвить имени ни одной гопи и, конечно же, Шримати Радхики.
Она - гуру Шукадевы
Госвами. История жизни Шукадевы Госвами изложена в разных пуранах. Он был
попугаем Шримати Радхики. Его звали Прия-шука. В образе попугая Шукадева Госвами думал: «Шримати Радхика - это мой Гурудев». В шастрах говорится - не
нужно каждый раз называть имя своего Гурудева. Следует в большом смирении предложить
поклоны и тогда только можно произнести его имя. Шукадева Госвами не произносил
имя Шримати Радхики. Есть еще одна причина этому. Он был охвачен
глубокой разлукой со Шримати Радхикой. Когда он медитировал на Нее в Ее разлуке с Кришной, ему предстояло говорить бхагавата-катху в течение семи дней. Поэтому, он только косвенно упоминал имена всех гопи. Вишванатха
Чакраварти, Санатана Госвами, Джива Госвами в своих комментариях объясняют это.
Обстоятельства явления Шримати Радхики в разные кальпы
Обстоятельства явления Шримати Радхики в разные кальпы
В «Брахманда-пуране» Вьясадева Госвами объясняет обстоятельства
рождения Шримати Радхики. В различные кальпы
Она являла разнообразные сладостные лилы.
Шримати Радхика выходит из ягьи, из
огня жертвоприношения, в другой кальпе
Она рождается из лона Киртики-сундари. В этой кальпе Шримати Радхика проявляется на
лотосе во Вришабхану-кунде. Во время парикрамы по Варшане мы посещаем это место.
Оно называется Вришабхану-кунда. Там Шримати Радхика появилась из лотоса. В
другие кальпы Она выходит из Ямуны. Еще
одна история гласит, как Вришабхану Махарадж совершал суровые аскезы тысячи лет, и затем пришла йогамайя и дала ему золотое яйцо. Он взял его и передал Киртике-сундари. Через
несколько минут яйцо распадалось на две части и оттуда проявилась Шримати
Радхика. Это описывается в Брахманда-пуране и других пуранах.
Везде Радхика предстает в прекрасном образе, сияющем золотистым цветом. Вришабхану Махарадж дал Ей имя Радха. Оно означает «достигнутая благодаря суровым аскезам». Вришабхану Махарадж получил Ее, совершая аскезы, и поэтому назвал Ее Радха. Во многих Пуранах есть множество повествований об этом.
Итак, вернемся к теме. Радхика на самом деле является воплощением премы, према-сварупой. И на Голоке Вриндаване, в духовном мире, проходит апраката-лила, т. е. трансцендентная лила Радхи и Кришны. Но когда Кришна желает проявиться в этом материальном мире, тогда Йогамайя все устраивает для этого. В лилах Махапрабху Радха приходит как Гададхара Пандит.
Шримати Радхика всегда стремится слушать катху из уст Своих чистых преданных
Что такое джанмади? Джанма ади рас означает, что все вкусы исходят из Шримати Радхики. Откуда возникают все вкусы и расы? Из Шримати Радхики. Рупа и Санатана рассказывали эту очень сладостную катху, и Шримати Радхика явилась перед ними в образе простой деревенской девочки. Она принесла немного риса, молока и сахара, сказав: «О Рупа Госвами! Вот пожалуйста, Моя мама передала это вам, чтоб вы сделали сладкий рис». Но они даже не обратили внимания на девочку. Тогда Шримати Радхика сказала: «Ну хорошо, раз вы отшельники и вас ничего не заботит, Я Сама его приготовлю». Она села поодаль, чтобы начать готовить, но увидела, что нет спичек и горшка. Так как Шримати Радхика является вместилищем всех мистических сил, Она тут же собрала сухие листья и палочки, подула на них, и загорелся костер. Хлопнув в ладоши, она проявила горшок. Пальчики на лотосных стопах Шримати Радхики - средоточие всех мистических сил.
Везде Радхика предстает в прекрасном образе, сияющем золотистым цветом. Вришабхану Махарадж дал Ей имя Радха. Оно означает «достигнутая благодаря суровым аскезам». Вришабхану Махарадж получил Ее, совершая аскезы, и поэтому назвал Ее Радха. Во многих Пуранах есть множество повествований об этом.
Итак, вернемся к теме. Радхика на самом деле является воплощением премы, према-сварупой. И на Голоке Вриндаване, в духовном мире, проходит апраката-лила, т. е. трансцендентная лила Радхи и Кришны. Но когда Кришна желает проявиться в этом материальном мире, тогда Йогамайя все устраивает для этого. В лилах Махапрабху Радха приходит как Гададхара Пандит.
Шримати Радхика всегда стремится слушать катху из уст Своих чистых преданных
Джанмадй асйа йато ‘нвайад
итараташ чартхешв абхиджнатах сварат…
(«Ш.-Б.» 1.1.1)
(«Ш.-Б.» 1.1.1)
Что такое джанмади? Джанма ади рас означает, что все вкусы исходят из Шримати Радхики. Откуда возникают все вкусы и расы? Из Шримати Радхики. Рупа и Санатана рассказывали эту очень сладостную катху, и Шримати Радхика явилась перед ними в образе простой деревенской девочки. Она принесла немного риса, молока и сахара, сказав: «О Рупа Госвами! Вот пожалуйста, Моя мама передала это вам, чтоб вы сделали сладкий рис». Но они даже не обратили внимания на девочку. Тогда Шримати Радхика сказала: «Ну хорошо, раз вы отшельники и вас ничего не заботит, Я Сама его приготовлю». Она села поодаль, чтобы начать готовить, но увидела, что нет спичек и горшка. Так как Шримати Радхика является вместилищем всех мистических сил, Она тут же собрала сухие листья и палочки, подула на них, и загорелся костер. Хлопнув в ладоши, она проявила горшок. Пальчики на лотосных стопах Шримати Радхики - средоточие всех мистических сил.
ананта-коти-вишну-лока-нарма-падмаджарчите
химадриджа-пуломаджа-варинчаджа-вара-праде
апара-сиддхи-риддхи-дигдха-сат-падангули-накхе
када каришйасиха мам
крипа-катакша-бхаджанам
(«Шри Радха-крипа-катакша-става-раджа», 11)
Все виды мистических сил исходят из кончиков пальцев на стопах Шримати Радхики. Она могла приготовить еду за секунду, но сидела и готовила. На самом деле Шримати Радхарани пришла, чтобы послушать бхагавата-катху из уст Рупы Госвами.
Рупа и Санатана обсуждали первую шлоку «Шримад-Бхагаватам». Джанмадй асйа. Ади асйа означает шрингара-раса, настроение возлюбленных. Шрингара-раса делится на две части: свакия и паракия. Свакия означает взаимоотношения мужа и жены. Как Кришна в Двараке с Рукмини и Сатьябхамой. А паракия - это настроение возлюбленных во Врадже, которые не связаны узами брака. Паракия-бхава тоже бывает двух видов. Самбхога-иччхамайи и тат-тад-бхава-иччхамайи. Настроение Лалиты и Вишакхи называется самбхога-иччхамайи. А настроение манджари - это тат-тад-бхава-иччхамайи, оно полностью тождественно с настроением Шримати Радхики. Рупа и Санатана прославляли шрингара-расу Шримати Радхики. И не только это. Они прославляли различные настроения Шримати Радхики. Радха-Кришна лила очень сокровенна. Те, кто находятся в настроении дасьи, сакхьи или ватсальи, не способны понять этого. Лишь только сакхи Шримати Радхики могут понять. Но существуют различные сакхи. Если я начну все это объяснять, тогда придется рассказывать всю «Удджвала-ниламани». Только сакхи могут понять настроение паракии, и именно те, которые пребывают в настроении Шримати Радхики.
У Шримати Радхики есть три вида сакхи: кришна-пакша (те, кто на стороне Кришны - Вринда, Дхаништха), увая-пакша (любящие и Радху и Кришну одинаково - Лалита, Вишакха и др.) и радха-ништха сакхи. Радха-пакша гопи - это манджари. У них есть твердая вера в лотосные стопы Шримати Радхики и они нацелены лишь на служение Ей. Они всегда погружены в созерцание лотосных стоп Шримати Радхики и никогда не стремятся к независимой встрече с Кришной. Иногда Кришна пытается встретиться с манджари независимо, но они не подпускают Его к себе. Манджари-бхава - это высшее настроение, которое дарует Шримати Радхика. Чайтанья Махапрабху распространил его по всему миру. Рупа Госвами написал в «Видагдха-мадхаве»:
анарпита-чарим чират
карунайаватирнах калоу
самарпайитум
уннатоджджвала-расам
сва-бхакти шрийам
харих пурата-сундара-
дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату
вах шачи-нанданах
«Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим
появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото,
Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать
миру то, что еще не давало ни одно из воплощений Господа – самый возвышенный и
сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджари-бхаву».
Шачинандана Гаурахари одарил весь мир этим высшим настроением. Мало кому это известно.
Когда Шримати Радхика приходила слушать их повествования, то Рупа Госвами говорил один, три, пять часов. Все это время Она слушала. Когда катха прекратилась, Радхарани сказала: «Мне пора домой. Примите маха-прасад». Рупа и Санатана слегка притронулись к нему, даже не попробовав, и такая глубокая према проявилась в их сердцах! «Кто это готовил?» - спросил Рупа. Санатана ответил: «О, Рупа! Сама Шримати Радхика приготовила этот прасад Своими руками».
Когда Рупа Госвами писал стихи, где ключевым настроением было настроение разлуки, листья с деревьев падали наземь, а когда он писал произведения в настроении встречи, все вокруг зеленело и распускались цветы. Рупа и Санатана очень необычные личности. Шримати Радхика Сама приходила и слушала их катху. К чему я это говорю? К тому, что Шри Чайтанья Махапрабху и Гададхара Пандит обсуждали эти темы в Тота-Гопинатхе. Попытайтесь понять этот момент.
Шрила Гурудева ки джай! Шри Тота-Гопинатх ки джай! Шримати Радхарани ки джай!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 10 мая 2013